КАЗАНСКАЯ ЕПАРХИЯ: история и современность. Духовное образование в Казанской епархии

Духовное образование в Казанской епархии зародилось в XVIII веке, когда в  1718 году была открыта школа для детей духовенства, которая в 1732 году была преобразована в Казанскую духовную семинарию. А в 1798 году в Казани открылась духовная академия, но первая попытка ее создания не удалась и в 1818 году она вновь была преобразована в духовную семинарию. Вновь духовная академия была открыта в 1842 году. Это была четвертая и последняя по счету духовная академия в России. Вскоре она превратилась в крупнейший научный центр, сравнимый по своему масштабу с Казанским университетом. Как известно, в 1854 году знаменитый Восточный разряд Казанского университета был переведен в Санкт-Петербург, но благодаря тому, что в Казанской духовной академии открылось миссионерское отделение, Казань оставалась вторым после Санкт-Петербурга центром востоковедения в России.

Казанской епархией в 1830 году была учреждена особая инородческая миссия, а в 1854 году при Казанской духовной академии открылись три миссионерских отделения и переводческий факультет.

За семидесятилетнюю историю Казанской духовной академии в ней работали многие выдающиеся ученые, некоторые из них были выпускниками столичных академий, но большинство работали в своей alma mater. Среди самых известных философ Виктор Иванович Несмелов, церковный правовед Илья Степанович Бердников, историк Петр Васильевич Знаменский, исламовед Гордий Семенович Саблуков.

При архиепископе Григории (Постникове) (1848-1856 гг.) в фонды Казанской духовной академии поступает древняя библиотека Соловецкого монастыря, в 1851 году учреждаетсяальальманах “Православный Собеседник”, вокруг которого впоследствии сплотилась целая плеяда известных ученых: историки Е.А. Будрин, Ф.А. Курганов, А.А. Царевский, П.А. Юнгеров, Л.И. Писарев, В.А. Кренский, А.П. Щапов, правовед И.С. Бердников, этнографы, ориенталисты и миссионеры Н.Ф. Катанов, М.А. Машанов, Н.И. Ильминский, протоирей Ефимий Малов, философ В.И. Несмелов и другие. Расцвету духовного образования способствовало ректорство с 1895 по 1900 гг. епископа Антония (Храповицкого), Будущего Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей. Более 80 выпускников Казанской академии стали архиереями.

Многим из тех, кто закончил Казанскую духовную академию в XX веке архиерейский сан принес не почет и власть, а тяжкие испытания и мученическую смерть за православную веру. Среди канонизированных в 1990-е годы новомучеников и исповедников и последний ректор академии митрополит Анатолий (Грисюк) и выпускники архиепископ Афанасий (Малинин), архиепископ Варсонофий (Лузин), архиепископ Виктор (Островидов), архиепископ Гавриил (Аболымов), архиепископ Герман (Ряшенцев), архиепископ Гурий (Степанов), епископ Иоасаф Удалов, епископ Иоанн (Поярков), епископ Иов (Рогожин), епископ Ириней (Шульмин), епископ Иувеналий (Масловский), епископ Симеон (Шлеев), епископ Феодор (Поздеевский) и другие.

Казанская духовная академия сыграла достаточно важную роль в истории братских православных церквей. Здесь училось немало иностранных студентов. Это были арабы, греки, южные славяне, представлявшие православных жителей Австро-Венгрии. Болгарии, Греции, Сербии, Османской империи, Черногории, Японии.

В отличие от Казанской духовной семинарии академия была учебным заведением не местного, а всероссийского масштаба. По приблизительным подсчетам (ситуация изменялась в разные десятилетия), здесь учился каждый шестой студент высших духовных учебных заведений империи, в начале XX века каждый шестой архиерей Русской Православной Церкви был выпускником Казанской академии.

Казалось бы, семинария, находящаяся в одном городе с академией, должна была быть качественно выше других, а доля будущих студентов среди ее выпускников - больше, чем среди выпускников других семинарий.

Но на деле все обстояло иначе, влияние академии на семинарию было невелико. Это объяснялось политикой жесткой централизации, проводившейся Синодом. Количество студентов, поступавших в духовные семинарии, строго квотировалось, выпускники академий распределялись не по своим учебным округам, а по всей стране.

Показательно, что преподавательские корпорации Казанской духовной семинарии и Казанской духовной академии были не связаны между собой. За все время существования семинарии ни один профессор академии не преподавал в ней, ни один преподаватель семинарии не перешел в академию. Единственным исключением был палестинский араб Пантелеймон Крестович Жузе, выпускник академии 1896 года. Будучи штатным преподавателем Казанской семинарии, он преподавал по совместительству арабский язык и в академии. Для очень перспективного церковного историка Константина Васильевича Харламповича, выпускника Санкт-Петербургской академии и преподавателя Казанской семинарии, в 1907 году нашлось место профессора в Казанском университете, но не в академии.

В преподавательской корпорации Казанской духовной семинарии выпускники Казанской академии составляли в разные периоды от трети до половины, остальные были выпускниками других академий. Это было следствием механического подхода к распределению выпускников академий, когда ими просто замещали освободившиеся места. Казанского выпускника могли направить в Варшаву, а Санкт-Петербургского - в Казань то ли по алфавиту фамилий, то ли потому, что в таком порядке их дела оказались в стопке документов в Синоде.

Революционные события 1917 года явились катастрофой для духовного образования в России. По богословским школам удар был нанесен уже на самом раннем этапе борьбы с Церковью декретом Совнаркома “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”: “Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается”. Церковным и религиозным обществам запрещалось владеть собственностью, поэтому духовные школы, существовавшие на средства Святейшего Синода, практически теряли финансовую основу, а специальные богословские школы могли создаваться только заново, без предоставления им денежных средств и без права пользоваться учебными помещениями прежних академий, семинарий и духовных училищ, которые подлежали конфискации. Высшее церковное управление своим указом от 1 ноября 1918 года вынуждено было констатировать, что не располагает средствами для содержания духовных учебных заведений. Однако профессура духовных академий предпринимала попытки в той или иной форме сохранить православные школы.

Перед угрозой прекращения существования Казанской духовной академии ее совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета. 20 апреля 1918 года профессор К. В. Харлампович писал Н. Н. Глубоковскому, что “Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно”. Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение ее ухудшалось с каждым днем. О состоянии, в котором она оказалась к началу 1919 года, пишет ее последний ректор, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) все тому же профессору Н.Н. Глубоковскому: “Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии”. В марте 1921 года двадцать преподавателей академии во главе с ректором, епископом Чистопольским Анатолием (Грисюком) были арестованы за нарушение декрета об отделении Церкви от государства. Епископа Анатолия перевезли из Казани в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму, остальных преподавателей освободили, приговорив к одному году концлагеря условно. И уже в ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской академии протоиереем Николаем Васильевичем Петровым и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным). Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года.

Как было отмечено выше, кроме Духовных академии и семинарии в епархии были и другие учебные заведения: двухгодичные миссионерские курсы (с 1889 года) при Спасо-Преображенском монастыре; Казанское (с 1818 года), Чебоксарское (с 1818 года) и Чистопольское (с 1829 года) мужские духовные училища; женское училище духовного ведомства (с 1825 года) для дочерей священнослужителей Казанской, Вятской и Пермской епархий; епархиальное женское училище с сиротским приютом (с 1889 года).

Казанская Духовная семинария сегодня

С падением коммунистического режима вновь стал вопрос о создании духовной школы в Казанском крае. Начало воссоздания традиций духовного образования ознаменовано возрождением Казанской духовной семинарии в 1997 году, когда Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение об открытии Казанского духовного училища. В 1998 году училище было преобразовано в духовную семинарию - высшее духовное пятилетнее учебное заведение.

Ректором Казанской духовной семинарии со дня ее возрождения является Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий.

Казанская духовная семинария является единственным в Татарстане православным высшим духовно-учебным заведением с дневной формой обучения. Курс обучения 5 лет. В семинарии работают преподаватели преимущественно высшей квалификации, имеющие научные степени докторов и кандидатов наук.

В соответствии с лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Казанская духовная семинария имеет статус религиозной организации – учреждения высшего профессионального религиозного образования. Окончившим семинарию присваивается степень бакалавра богословия.

В Казанской духовной семинарии собрана ценная научная библиотека, являющаяся наследницей библиотек казанских духовных школ и насчитывающая более 50 тысяч единиц хранения только дореволюционных изданий. В 1999 году решением Священного Синода библиотека Казанской духовной семинарии наряду с библиотеками Московской и Петербургской духовных академий объявлена особо ценным книжным собранием, а хранящиеся в ней дореволюционные издания – уникальными. Среди семинарских библиотек России она по праву занимает одно из первых мест. Обновление фонда библиотеки происходит не реже трех раз в месяц. Воспитанниками семинарии, под руководством работников библиотеки осуществляется научная деятельность, создаются компьютерные каталоги старого и нового фондов.

В 2000 году при семинарии создан Издательский отдел. Организация отдела была вызвана необходимостью возобновления выпуска периодических изданий Казанской духовной семинарии – журнала «семинарский вестник» и альманаха «Православный собеседник». Кроме того, издаются необходимые для учебного процесса пособия и другая печатная и полиграфическая продукция.

В семинарии оборудованы специализированные классы: христианского искусства с обширным собранием икон, живописи, скульптуры и произведений прикладного искусства, кабинеты библейской истории и истории христианства в Казанском крае, и ведутся работы по созданию церковно-археологического музея. Также функционируют два компьютерных класса оснащенных современной техникой.

С 2003 года Казанская духовная семинария участвует в проекте дистанционного обучения. Учащиеся духовной школы в режиме реального времени могут слушать лекции ведущих профессоров и преподавателей высших учебных заведений РПЦ.

В сентябре 2003 года в духовной семинарии введен факультативный курс "Теоретической и практической иконописи". В ходе обучения воспитанники знакомятся с иконографией изводов, символизмом иконы, изучают основы реставрации и написание икон, приобретают навыки ухода за церковной утварью. По окончании курса выдается диплом иконописца.

Многим пользователям глобальной сети Интернет на протяжении уже нескольких лет известен сайт Казанской духовной семинарии. Пять студентов трудятся над его постоянным обновлением. Регулярно создаются новые разделы, публикуются работы студентов и преподавателей КазДС. Многочисленные благодарственные отзывы в «гостевой книге» говорят о пользе и необходимости сайта. В 2006 году Интернет страница духовной школы была удостоена высокой оценки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Казанская духовная семинария проводит активную научную деятельность, сотрудничает с рядом отечественных организаций и институтов (Институт российской истории РАН, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», Московской университет, Российское библейское общество), зарубежных (UBS - Союз библейских обществ, IBT - Институт перевода Библии, Гессенский университет, Оксфордский университет и т.д.), а также организациями Татарстана (Казанский Государственный Университет, Институт Татарской энциклопедии, Институт истории РТ и др.). семинарией ежегодно проводятся региональные и всероссийские научные конференции.

Казанская духовная семинария может по праву называться одним из центров духовной и церковно-научной жизни Русской Православной Церкви.

Обучение, проживание и питание в семинарии бесплатное. Учащиеся получают дифференцированную стипендию. Воспитанники проживают в общежитии, в комнатах по 4-6 человек. Для спортивного досуга учащихся оборудован спортзал. Особое внимание начальствующего состава уделяется питанию: обеспечено полноценное четырехразовое питание.

В 1996 году в Набережных Челнах при Свято-Вознесенском соборе открыт филиал Московского Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета. Также в Казанской епархии функционируют духовно-просветительские курсы.

Все новости раздела




Новости митрополии

В Карсуне прошел форум «Семья – малая церковь»

В Карсуне прошел форум «Семья – малая церковь»

В форуме приняли участие Глава администрации Карсунского района Владимир Чубаров, советник Губернатора по семейной демографической политике Ольга Желтова

В день престольного праздника храма св. Филарета Милостивого состоялось посвящение в сестры милосердия

В день престольного праздника храма св. Филарета Милостивого состоялось посвящение в сестры милосердия

14 декабря, в день памяти святого праведного Филарета Милостивого, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в одноименном храме города Симбирска.