Пасхальное богослужение

Самое сложное в день накануне Пасхи — сохранить душу в трепете и спокойствии. Суета на освящении куличей и крашеных яиц, уборка квартиры и приготовление праздничной трапезы... Но вот день переходит в поздний вечер, и верующих, собирающихся на праздничное богослужение, встречает ярко-красного цвета праздничное убранство церкви.

Пасхальный крестный ход совершается в полночь. Перед этим читают канон, который мы уже слышали Великим постом, — «Волною морскою...». Затем священник (или священники и дьяконы) уходит в алтарь. Храм затихает. Из алтаря слышно пение: «Воскресение Твое Христе Спасе Ангели поют на небесех», священнослужители появляются в белых облачениях и выходят на улицу. Перед священником несут фонарь, хоругви иконы и крест из алтаря, следом идет хор, и весь молящийся народ со свечами (по традиции свечи на Пасху — красного цвета). Из храма должны выйти все, и его двери затворяются. Процессия обходит храм и останавливается перед его закрытыми дверями, словно перед погребальной пещерой Христа.

Пасхальная заутреня. Пасха

Наступает момент, которого ждут весь год. Священник трижды поет пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Следом его же трижды поет хор, пение подхватывают все, кто пришел помолиться. Затем священник же поет стихиры (первая из них начинается со слов «Да воскреснет Бог»), к которым все подпевают пасхальный тропарь. Затем трижды народ в одно дыхание отвечает на возглас священника: «Христос воскресе»! — «Воистину воскресе!». Двери растворяются, и в радостной толчее под трезвон колоколов народ заходит в храм, продолжая петь тропарь Пасхи.

Когда все уже внутри, хор поет пасхальный канон — самое радостное поэтическое произведение церковной гимнографии. Есть в нем слова о том, как царь и пророк Давид «пред сенным ковчегом скакаше играя», это о том, что он плясал перед Ковчегом Завета, предвидя наше сегодняшнее веселье. В эту ночь все богослужебные тексты поются.

митрополит Анастасий

После каждой песни канона выходит из алтаря священник, возглашает молитвенные прошения и трижды обращается к храму: «Христос воскресе!» и молящиеся не устают отвечать ему: «Воистину воскресе!» Если есть такая возможность, священник после каждой песни надевает облачение другого цвета.

Канон закончен, и пропеты стихиры Пасхи, народ христосуется, то есть все, кто находится в храме, приветствуют друг друга: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» — и троекратно целуются.

Пасхальная служба завершается Литургией. В эту ночь молящегося ожидает много непривычного и радостного. Царские врата как открываются, так и остаются открытыми до следующего воскресенья. Можно увидеть все, что священник делает во время литургии. Служба часов, обычно вполне продолжительная, заменяется пением часов пасхальных, быстрых и радостных. На Литургии можно услышать, как звучит Евангелие на разных языках.

В конце освящается особый пасхальный хлеб — артос, кусочки которого раздадут в следующую за Пасхой субботу.

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в старинном храме Рождества Пресвятой Богородицы села Полдомасово.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В четверг, 20 сентября, в Спасо-Вознесенский кафедральный собор города Ульяновска был принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.