Богоявленский храм (с. Старая Майна)

Фотография храмаНад Старой Майной (до 1917 г. - село Богоявленское) возвышается крест старинного храма, который словно маяк посылает свет в темноту, указывая путь к спасению. Ему уже 180 лет, и когда заходишь внутрь, переносишься в 19 век. Современная жизнь отходит куда-то, и начинают оживать предания веков.

Основали село в 1655-61 годах монахи из Костромского Богоявленского монастыря. Многие старожилы даже сейчас называют его Богоявленским. Официальной же датой основания села считается 1670 год, когда по повелению царя Алексея Михайловича был воздвигнут Майнский острог. Первую церковь в селе построили в 1777 году. Была она деревянной и имела два престола: в честь Богоявления и Святителя Николая Мирликийского. Церковь простояла недолго: вспыхнувший в селе пожар уничтожил и ее. Каменный храм был воздвигнут в 1823 году стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова. Главные святыни храма - чудотворные иконы Божией Матери: «Боголюбивая», «Отрада» («Утешение») и «Казанская».

Существует предание, что икона «Боголюбивая» написана и освящена на Афоне, затем передана царским домом в дар одноименному храму села Ивановка Старомайнского района, земные угодья которого принадлежали царю. Другое предание гласит, что икона была обретена у источника, который до сего дня в селе почитается святым.

В 1960 году храм Боголюбивой Божией Матери был закрыт. Как свидетельствуют очевидцы, ценные иконы, писанные на золоте, вывезли на двух машинах в неизвестном направлении. Чудотворную икону побоялись уничтожить, и она хранилась в запасниках Краеведческого музея до 1989 года. Храм закрыли через 15 дней после празднования престольного праздника Боголюбивой Божией Матери - 1 июля. Рассказывают, что когда вынесли после службы икону на крестный ход, Образ на иконе стал «метаться» то направо, то налево, то начинал ярко сверкать Божественным светом. Это чудо видели все паломники. Старенький священник, участвовавший в крестном ходе, по Божиему повелению предрек участь храма и самой чудотворной иконы: «Не случайно Матерь Божия «метается». Нас ждут ужасные события, последний раз мы так торжественно празднуем Ее чудотворный образ. И храм закроют и разорят». Слова были пророческие. За 3 дня до празднования «Боголюбивой» в село Ивановка вереницей ехали паломники, больные и калеки. Огромный храм села не вмещал всех верующих. Приезжали даже из других областей. И Матерь Божия обильно являла чудеса и исцеления всем, с верой приходящим к Ней. Вот одно из многих чудесных исцелений. Женщину на двух костылях вели, поддерживая, двое. На виду у молящихся она приложилась к иконе и, исцелившись, оставила костыли и ушла домой.

Икону из запасника музея власти передали в 1989 году Епархиальному Управлению, где решили временно перенести ее в Неопалимовский собор. В 1991 году указом правящего архиерея Симбирского и Мелекесского Прокла и по многочисленным просьбам верующих Старомайнского района икона крестным ходом прошла по центральным улицам Симбирска, был отслужен молебен, и затем икону повезли в Старую Майну в Богоявленский храм, т.к. храм «Боголюбивой» в селе Ивановка был разрушен.

«Я как настоятель Богоявленского храма считаю это явление чудом!»

Настоятель - о. Константин ФроловКак в древние времена, перед Своей иконой Богоматерь изливает милость на нас грешных. Мы являемся свидетелями Ее поддержки многих болящих, униженных и обездоленных. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Божественный огонь на гроб Господень сходит не только в Субботу Страстную перед Пасхой, но каждый день, каждую минуту». Так и духовная энергия от чудотворных икон исходит постоянно, никогда не иссякая. И как мать всегда приходит на помощь чаду своему, так и Божия Матерь заботиться о нас. Вот некоторые примеры происходящих чудес и в наше время:

* Женщина из Чердаклов сломала руку. Ей несколько раз в городе делали операции, т.к. рука неправильно срасталась. Сделав очередной снимок для операции, она приехала к «Боголюбивой», попросила Божию Матерь, чтобы операция прошла успешно. Хирург, посмотрев на снимок, сказал, что операцию делать не нужно - кость срослась, как будто ничего и не было.

* Женщина приехала из Ульяновска на молебен к «Чудотворной», который совершается каждое воскресение в семь часов утра перед службой. После молебна, набрав святой воды, заехала в город к брату, поделилась этой водичкой и попросила брата, чтобы он ее хранил всегда в машине. Он работает шофером на УАЗе. Брат так и сделал: положил баночку со святой водой в машину и забыл про нее. Однажды машина заглохла и он стал искать причину. Когда стал вынимать аккумулятор, он выпал у него из рук и разбился. «Аккумуляторная» кислота попала на лицо шофера. Растерянный, он вспомнил про святую воду, которую дала сестра, быстро открыл банку и умылся. После этого от ожога даже пятнышка на лице не осталось.

В храме, как уже упоминалось выше, находятся еще две чудотворные иконы. Это переданная в храм Владыкой Проклом старинная икона Божией Матери «Казанская» из бывшего Старомайнского женского монастыря. И образ Пресвятой Богородицы «Отрада («Утешение»). Ровно год назад она замироточила. Два года подряд, в 2000-м и 2001-м на свой престольный праздник - 1 июля - «Боголюбивая» также покрывалась благовонными капельками мира. Настоятель храма - протоиерей Константин Фролов, считает это явным чудом, в чем может лично убедиться каждый.

Сейчас храм, в котором многие получили исцеление от Пречистой, сам нуждается в помощи: стены, потолок и пол требуют незамедлительного ремонта. Когда стоишь в нем на службе, появляется чувство наполненности чем-то, «исчезает» неустроенность храма и происходит некое таинство, в ходе которого в душе появляется умиротворение, тепло и уверенность в том, что твои молитвы услышаны и все будет хорошо. Эти ощущения похожи на те, которые мы испытываем в тех редких случаях, когда мы можем позволить себе положить к маме на колени голову, и вновь почувствовать материнскую любовь...

И как ювелир, чтобы подчеркнуть красоту драгоценного камня, создает ему достойную оправу, так и отец Константин пытается воссоздать храм, в котором находятся такие святыни.


По материалам газеты:
«Православный Симбирск»

 

ИСТОРИЯ СЕЛА БОГОЯВЛЕНСКОГО И ЕГО СВЯТЫНЬ.

По преданию село Старая Майна было основано в 1655 -1661 годах монахами из Костромского Богоявленского монастыря, потому и село они назвали Богоявленским. Название это сохранялось до революции 1917 года, а многие старожилы помнят его и, даже сейчас, называют свою малую родину Богоявленской.

Однако официальной датой основания села считается событие, связанное с воздвижением Майнского острога для защиты границ Руси от разорения кочевниками. По приказу царя Алексея Михайловича для строительства острога был прислан полковник Гаславский, который с успехом справился с основанием острога к 1670 году. Гаславские прожили в селе до 1917 года, последний из них женился на полячке и после переворота 1917 года выехал в Польшу.

Одной из первых церквей считается деревянная, построенная в 1777 году, она имелаБогоявленский храм, общий вид.

два престола Богоявленский и св. Николая Мирликийского.

Много позднее, в 1823 году, был воздвигнут каменный храм в честь Святого Богоявления стараниями и на средства графа Дмитрия Николаевича Блудова.

Известного государственного деятеля, члена комитета по освобождению крестьян от крепостного права. Имение Блудова находилось недалеко от села Богоявленское - в селе Танкеевка (Татария), где он также построил громадный храм и это уже его второе детище. При любой возможности граф выкупал земли и устраивал крестьянские общины, подобная община, созданная им, была в Богоявленском. Именно для этой своей общины граф и построил новый храм Богоявленский.

В 2003 году отмечалась большая дата - уникальному храму-памятнику исполнилось 180 лет со дня его открытия.

Достопримечательностью района было село Головкино в 9 км южнее Старой Майны. Еще при Петре I земли эти принадлежали канцлеру Российского государства Головкину. Позднее, при Екатерине II, владения перешли к графу Орлову Ивану Григорьевичу, который переехал сюда жить. Он был старшим из пяти братьев Орловых. Один из семьи – Григорий, был фаворитом царицы, деятельно отличился во время эпидемии чумы в Москве. Алексей Орлов развел знаменитую породу лошадей, названную орловскими рысаками, а в Чесменской битве разбил и сжег турецкий флот. За эту победу ему был дарован титул князя, и он стал величаться князь Чесменский. Царица Екатерина II наградила братьев Орловых именьями и деньгами. Летом 1765 года Екатерина II в сопровождении графа Григория Орлова, путешествуя по Волге на галере «Тверь», заезжала в село Головкино к графу Ивану Орлову. Существует легенда как местные жители удивили царицу: всю дорогу, протяженностью 12 км, от пристани до с. Головкино крестьяне усыпали солью и провезли царицу в санях летом. Сани шли легко, ровно и ходко, как по снегу. Екатерина ночевала в новом доме, построенном в виде терема из двух соединенных смежных изб, специально срубленных к ее приезду. По возвращении в Санкт-Петербург, довольная красивым приемом, царица выделила деньги для постройки на месте этого деревянного дома каменного дворца и церкви, на 3 года освободила от подати крестьян, занятых на строительстве. Дворец и церковь были построены по проекту знаменитого архитектора Баженова и стали архитектурным памятником и украшением края. Дворец разобрали после революции, а храм простоял до 50-х годов, но в полуразрушенном состоянии был затоплен вместе со всем селом водами Волжского водохранилища (прим автора для редактора: есть фото храма села Головкино).

Не менее интересные места находятся в 15 км от райцентра – село Ивановка на знаменитом Ивановском заливе, среди живописного и густого соснового бора. Здесь, 17 октября 1892 года была заложена каменная церковь в честь чудесного события. Каким было это событие, подвигшее наших земляков на строительство храма, выяснить не удалось. Ни в архивах краеведов, ни в запасниках краеведческого музея необходимых сведений пока не обнаружено. В этом храме долгое время хранилась чудотворная икона «Боголюбивая».

О том, как икона попала в храм, существуют предания. Одно из них повествует о том, что икона была Чудотворная икона Божией Матери Боголюбивая.обретена (найдена местными жителями)  у известного источника, который  и сейчас почитается в селе Иваново Святым. Другое предание гласит, что икона писана и освящена на святой горе Афон, и затем передана царским домом в дар именно этому храму, земли и  угодья которого непосредственно принадлежали царю. Это последнее  сказание  поддерживает  и настоящий настоятель  Богоявленского храма села Старая Майна отец Константин, по его словам  манера письма, стиль, композиция, сочетание красок  говорит в пользу того, что икона привезена со Святой Горы Афон , единственного    православного  государства  монахов   с 20-ю  мужскими  монастырями Х-ХIVвв., одним из которых является русский монастырь  св. Пантелеймона. Возможно, это и есть настоящее место рождения нашей чудотворной  иконы  Боголюбивая.

      Храм села Ивановка, с освященным престолом в честь Боголюбивой Божией Матери, в 1960 году постигла та же страшная участь, что и  многие храмы Симбирской Епархии. Он был опечатан. Как вспоминают очевидцы, ценные иконы, писанные на золоте, вывезли на двух машинах в неизвестном направлении. «Чудотворную» икону побоялись уничтожить, и она хранилась в заточении в запасниках  краеведческого музея г. Ульяновска до 1989 года. Рассказывают, что, когда икону во время последнего перед закрытием храма, престольного праздника 1 июля 1960 года выносили на крестный ход, образ Божией Матери на ней стал метаться в разные стороны  и ярко светился при этом. Это чудо видели все паломники. Старенький священник произнес тогда пророческие слова: «Не зря   Божия Матерь метается, … нас ждут ужасные события, закроют храм, разорят!» Через 15 дней храм закрыли, а святыни растащили. Будете в этих местах, посмотрите на некогда намоленную Обитель Боголюбивой,  ограбленную и униженную, стоящую сиротливо и тягостно, как памятник  грехам наших прошлых руководителей 20-века.            В 1990 году по требованию правящего Архиерея Епископа Прокла  Чудотворная икона «Боголюбивая» передана властями Епархиальному Управлению. Год она находилась в Кафедральном соборе, а затем по многочисленным просьбам верующих Старомайнского района была вновь передана в их места. К этому времени храм в Ивановке был полуразрушен и закрыт, и самым ближайшим действующим храмом был  Богоявленский - в Старой Майне, куда и доставили икону со всеми почестями после крестного хода по площадям и улицам Ульяновска, по тем местам, где ранее возвышались величественные храмы города Симбирска.

          Боголюбивая - не только украшение  Богоявленского храма, она – одна из главных Святынь нашей области, чудесами показавшая свою силу! Много свидетельств чудесных исцелений от неизлечимых болезней и духовной поддержки, от приходящих и молящихся здесь у ее ног, собрано у протоирея отца Константина Фролова. Он помнит каждое и рассказывает о них прихожанам и паломникам, никогда и никого не оставит  он без доброго  слова  утешения, совета и благословения. Я хочу пересказать некоторые рассказы паломников и  сведения из запасников настоятеля.

         Девочка 15 лет страдала тяжелой болезнью, даже порой не могла встать с постели. Услыхав о «Чудотворной», поползла к ней на коленях за несколько километров из своего родного села. Исповедовавшись, помолившись со всеми и причастившись, она слезно молилась у Боголюбивой и, прикоснувшись к иконе, исцелилась. Когда девочка  вернулась домой, люди, увидевшие ее, заново научившуюся ходить, не верили в это чудо. Оказывается, она отсутствовала две недели! И считали, что больная была на лечении в больнице.

          В других рассказах, приходящих в храм, повествуется об исцелениях при неправильно срастающихся переломах, а потом о помощи Божией Матери. О спасении обожженных  аккумуляторной кислотой глаз водителя после омовения святой водой, взятой после молебна. О благополучных разрешениях производственных, казалось бы безнадежных, вопросов. О спасении от грабителей. О чудесных видениях во время службы  с  Акафистом  «Боголюбивой», 64,86 Kb

когда, сама Матерь Божия, ласково глядя на молящихся, стала бросать на них цветы необыкновенной красоты. О том, как «Чудотворная» снится нуждающимся в ее помощи людям, никогда прежде не видевшим иконы, и помогает им, а они чудесным образом потом находят этот храм. И здесь узнают Матерь Божию, пришедшую к ним во сне.

Молебен с чтением акафиста Боголюбивой служится в храме каждое воскресение в 7 часов утра. Настоятель рассказывает, как многие высокопоставленные чиновники приезжают в храм, поклониться Боголюбивой. И ведут себя перед ней смиренно и после молитв обычно уезжают в думах, но с теплотой и успокоенностью на сердце. Были здесь и Павел Бородин, бывший губернатор Шаманов. Все они потом многое сделали для поддержки храма, его ремонта. Спасибо им. Но выделенных ими единожды средств недостаточно: две трети величественного храма-памятника находятся в аварийном состоянии, требуют незамедлительного ремонта. И для того, чтобы воссоздать храм каким он был до разрушения нужны миллионы рублей и время. Не закончены работы по изготовлению прекрасного ансамбля из трех Иконостасов. Пожалуй, они станут самыми красивыми в Симбирской Епархии! Центральный иконостас имеет четыре яруса, а два боковых двухъярусные, полным ходом идет работа по письму икон для иконостасов и они постепенно заполняют свои освященные места.

По словам Архиепископа Прокла, ульяновский художник раб божий Валерий, очень удачно выбрал необходимую для храма Богоявленского манеру письма и созидает воистину шедевры, перед которыми хочется молиться.

«Приезжали к нам в храм Морозов Сергей Иванович и Зотов Борис Иванович. Обещали обязательно помочь в ремонте и обустройстве детской церковной школы, здание которой находится на территории храма, составлена и по требованию губернатора передана ему строительная смета.

Главы администраций поселка и района приняли большое участие в организации встречи Крестного хода с Чудотворным образом Жадовской Казанской Божией Матери, хранящейся в Свято-Богородице-Казанском Жадовском мужском монастыре летом 2005 года.

К сожалению, в последнее время руководители держатся несколько обособленно от церкви и взаимоотношения отца-настоятеля и новоизбранных и много обещавших глав местных администраций складываются не так, как хотелось бы. Они по-прежнему уповают и больше надеются на помощь со стороны, но забывают, что будучи сегодня у власти в состоянии помочь восстановлению храма не только обещаниями, но и реальными делами. Если есть возможность хоть что-нибудь сделать сегодня во Славу Божию, нельзя отворачиваться от протянутой священником руки. Во имя своего Спасения, во имя Спасения СвятойКупание в Иордане. Диакон Свято-Неопалимовского кафедрального собора отец Андрей. Руси».

Отец Константин приглашает всех верующих симбирян на великий престольный праздник в честь Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Праздник совершается в воспоминание Крещения Спасителя, который крестился в водах реки Иордан от пророка Иоанна Предтечи. Начало праздника восходит к апостольским временам. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня. Из писания. Св. Иоанна Златоуста: «Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился, до этого дня. Он не был известен народу». Иисус, как сын Божий, не имел нужды в крещении, – в очищении от грехов, но исполнил это, отдавая пример смирения и послушания, дабы исполнить «всякую правду» (Мф.3:14-15). Своим Крещением в Иордане, Господь освятил таинство крещения, первое из семи таинств, которое принимает всякий, вступающий в Церковь.

Накануне Крещения (в навечерие), и в самый праздник, совершается великое освящение воды, которую верующие берут в дома свои, вода не портится и может стоять годами.

Богослужение состоится 19 января (6 января по старому стилю) 2006 года в 9 часов утра. Как правило, торжественную службу ведет Архиепископ Симбирский и Мелекесский Владыка Прокл и по заамвонной молитве сам лично совершает Великое освящение воды.

Еще 18 января в Крещенский сочельник, Навечерие Богоявления съезжаются многочисленные паломники из Ульяновска, Татарии, окрестных сел и деревень.

Накануне Праздника Богоявления соблюдают такой же строгий пост, как и в канун Рождества Христова. Дозволяется употреблять в пищу только сваренный рис или пшеницу с медом. На Крещение заканчивается святочное веселье.

 

Рассказывает отец Константин: «На Сочельник 18 января с 8 часов утра в храме будет отслужена Божественная Литургия. Под куполом Богоявленского храма И этот же день после торжественного молебна в 22.30 мы совершаем первое освящение Богоявленской воды и вместе со всеми верующими около полуночи идем крестным ходом с хоругвиями, престольными иконами и церковным фонарем к Старо-Майнскому заливу, к заранее приготовленной проруби, вырубленной в форме большого креста – «на Иордань». Здесь ровно в полночь совершается Великое освящение воды и те, кто наряжался и гулял на святках, купаются в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину» после шумных святок. Купаются также все желающие благочестивые верующие и больные люди. Купаться можно три дня – вода в купели остается освященной и имеет целебную силу ровно три дня после совершения Таинства.

Вокруг Иорадани делается ограждение и чистый деревянный настил, стелим солому, организуем дежурство с помощью милиции».

Находящаяся в храме Мироточивая икона «Отрада или Утешение» чудесным образом «обновилась» без всякой реставрации, раньше была темной, сейчас «осветлилась», будто только написана. Она мироточит четвертый год, и люди уже получают от нее исцеление и помощь.

Из Успенского женского монастыря, который находился за заливом, видимо после закрытия монастыря, в храм попала Чудотворная икона «Казанская».

Обретена эта икона была чудесным образом монахинями во время строительства Успенского монастыря при копании рва для будущего фундамента монастырских стен. Монастырь стоял до 60-х годов и был хорошо виден с этого берега, через неширокую в те времена протоку.

По благословению Владыки Прокла с Владимирской земли игумен мужского монастыря Кирилл с братией привезли в храм почитаемую икону Муромских чудотворцев преподобных Петра и Феврония с частицей их мощей

Они являются покровителями супружеской жизни. Каждую субботу в 8 часов утра перед этой иконой служится молебен с акафистом и люди, особенно молодожены, всегда приходят помолиться о своем семейном счастливом благополучии и здоровье своих детей и родных.

Когда 7 лет назад отец Константин принял этот приход, он ужаснулся, приехав в Старо-Майнский храм. Внутри храма была полная разруха, совсем не было окон и дверей, потолков. Сверху страшно свисали гнилые балки и доски. На голых кирпичных стенах, которые начинали разрушаться от сырости, не было штукатурки. Гулял ветер, сверху падали снежинки. Снаружи до самых окон храм был засыпан землей. Начал свою работу настоятель с организации отопления, и вскоре благодаря Владыке и стараниями батюшки в котельной храма заработали два газовых котла. Радости прихожан не было предела, прежде они приходили помолиться, укутавшись, как на зимнюю рыбалку.

Когда прокладывали к котельной водопровод, то наткнулись на захоронения человеческихОбщий вид внутри  Богоявленского храма после реставрации. останков. Как выяснилось, на большой поляне с восточной стороны храма раннее до 17-го было кладбище, на нем хоронили священников и купцов. До революции село было купеческим, здесь проживало 28 купеческих семей. На всех могилах стояли мраморные памятники-скульптуры с богатой уникальной резьбой. Но в начале 30-х годов во время репрессий и запретов, богоборцы добрались и даже до кладбища и все надгробия бульдозером смели в воды залива. Одно из надгробий с памятной надписью, говорящей, что оно покрывало прах отца Христофора, умершего в 1914 году, не так давно случайно нашли у берега под толщей ила, подняли со дна и установили вновь. А рядом поставили гигантский деревянный крест в память всем покоящимся здесь благочинным людям и священству.

Милостью Божией отцу Константину довелось посетить Святые МЕСТА в Палестине, Египте и со всех мест он привез с собой святые камушки для поклонения верующих. Они стали святынями храма и выставлены для поклонения верующим.

 

 



Материал проверен и благословлен отцом Константином Фроловым, настоятелем Богоявленского храма.


Фото и материал – Нафанаила.
Исключения: фото Богоявленского храма - из архива отца Константина.

 



Визитная карточка:

Богоявленский храм.
Настоятель - протоиерей Константин Фролов.
Адрес: 433460, Ульяновская область, Старомайнский район, Старая Майна, ул. Советская, 34.
Тел.: 8-(230)-2-27-69.

Новости митрополии

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы

"Если мы любим Матерь Божию, если мы любим Господа, то значит мы должны отдать им самое дорогое, что у нас есть –нашу жизнь, наше сердце."

В Симбирске открылась православная выставка

19 сентября в Торгово-развлекательном центре «Спартак» (ул. Железной дивизии, д.5б) открылась выставка-ярмарка «Православная седмица». Открытие возглавил протоиерей Дмитрий Фомин, секретарь Симбирской епархии. После молебного...