Паломнический центр

Этот раздел посвящен вопросам паломнических поездок в частности и паломничеству вообще. Здесь рассказывается о том, что такое паломничество, как подготовиться к поездке и предлагаются услуги  паломнических служб, работающих по благословению Архиепископа Симбирского и Мелекесского Прокла.


 

 

 

Паломнический центр «Преображение»
Дорогие паломники! Паломнический центр «Преображение» организует паломнические поездки к святым местам России, ближнего и дальнего зарубежья.

Наша служба создана более десяти лет назад.  Она образована с учётом главных интересов православного паломника: посетить монастыри и святые места, встретиться со старцами и духоносными священниками в таких монастырях  как Псково-Печерский, Троице-Сергиева,  Киево-Печерская и Почаевская  Лавры,  Оптина пустынь, приложиться к чудотворным иконам и мощам святых угодников Божиих, участвовать в общей молитве, исповедаться и причаститься, погрузиться в святые источники...

Планируя и совершая паломнические поездки, мы стараемся учитывать запросы наших паломников и разрабатывать планы поездок в зависимости от состава паломнических групп и степени их воцерковленности....

 

 

 

 

 

Правила поведения в паломнической поездке.

1. В автобусе.

После отъезда с места сборов в автобусе читаются утренние либо вечерние молитвы, акафисты, каноны, руководитель рассказывает содержание поездки: историю монастырей, храмов, святынь или Святых источником, которые запланированы для посещения паломниками.

2. На время поездки.

Руководитель группы сообщает расписание мероприятий. Будьте внимательны – не опаздывайте!!!

Если опоздаете на трапезу – скорее всего, придется остаться голодными.

Если опоздаете на автобус – придется просить благословения уехать на другом автобусе.

Не забывайте о правилах поведения в храме. Руководитель группы сначала рассказывает о храмах, потом вы входите в храм. Если внутри храма у вас возник вопрос – задайте его на улице.

Если возникли какие-то проблемы, изменения (например, надо уехать раньше) – обращайтесь к руководителю группы или его заместителям.

Помните, что в монастырях женщинам запрещено находиться на территории проживания мужчин, мужчинам – на территории проживания женщин.

3. Обращения.

На паломничество распространяются обычные правила обращения к духовенству. В монастыре принято обращение «братия» и «сестры». Также вместо «спасибо» принято говорить «спаси Господи», а на «спаси Господи», принято отвечать «во славу Божию».

4. Видео- и фотосъёмка в храмах производится по благословению священника.

5. Не забудьте взять с собой тёплые вещи (с учетом времени года).

6. Возьмите с собой паспорт, студенческий билет (для студентов), молитвослов, 3–4 емкости для святой воды с источников, еду - перекусить в дороге.

7. Одежда и обувь должна быть удобной – вам придется много стоять и ходить. Мужчинам не следует надевать шорты, а женщинам мини-юбки, открытые майки, брюки. Если Вы едете в монастырь - следует взять 2 простыни, наволочку, женщинам 2-ой платок: женщина в монастырях, как правило, всегда должна быть в платке, в том числе и спать в нем.

8. Заранее подготовьте записки «О здравии» и «О упокоении» с именами тех, о ком вы хотите помолиться и передайте их руководителю группы.

9. Женщинам следует рассчитать время наступления мензеса («нечистоты»), чтобы оно не совпало со временем паломничества, так как в этот период в церковной практике на женщину налагается ряд ограничений, в противном случае лучше отказаться от намеченной поездки.

10. Курение и употребление спиртных напитков в паломнической поездке недопустимо.

 

Вы приехали в монастырь…

Вы приехали в монастырь для того, чтобы помолиться у древних святынь, помочь насельникам монастыря своим трудом во славу Божию. Весь уклад монастырской жизни способствует молитвенному настрою, удалению от морской суеты, очищению от страстей. Чтобы Вы смогли это прочувствовать, необходимо соблюдать монастырский распорядок и правила поведения, установленные в данной обители. Постарайтесь оставить мирские привычки и манеры за оградой монастыря.

Главное правило на все время пребывания в монастыре – послушание.

Если Вам не было дано срочных послушаний, во время Богослужения необходимо находиться в храме.

Любые послушания необходимо выполнять с молитвой, ничего не изменяя в ходе работы по своему усмотрению. Если Вам кажется, что данное дело можно сделать лучше каким-либо иным образом, со смирением согласуйте Ваш вариант с начальствующими, не настаивая на своем мнении. Если вместе трудятся несколько человек, можно по очереди читать молитвы. Нельзя уходить с места послушания, никого не предупредив. Если Вы не можете выполнять физическую работу или у Вас другие ограничения - заблаговременно предупредите об этом.

Празднословие между паломниками, а тем более с насельниками монастыря (монахами, послушниками, священством) не приветствуется, а в некоторых монастырях категорически запрещено.

Во время трапезы необходимо слушать предлагаемое чтение. Возникшие просьбы и недоумения нужно высказывать шепотом, чтобы не мешать другим слушать чтение. За громкие разговоры и пререкания паломник может быть удален из трапезной.

Если Вы готовитесь ко Причастию, предупредите об этом, чтобы на трапезе, по возможности, Вам дали постную пищу и предоставили время для чтения правила ко Причащению.

Выходить за ограду монастыря можно только по благословению.

Пожалуйста, цените труд монахов, уезжая, не оставляйте в келье беспорядок.

 

О паломничестве.

     Паломник – богомолец, совершающий путешествие к Святым местам на поклонение (паломничество).

Паломничество - хождение верующих к Святым местам на поклонение, известно еще в глубокой древности. В христианское время паломничество входит в обыкновение в IV в. по примеру св. Елены, которая отправилась для поклонения в сторону, где жил и учил Спаситель, и воздвигла там Крест Господень.

Паломничество распространилось быстро и вызвало уже в IV в. необходимость в путеводителях по св. земле. Из нравственных соображений паломничество в конце IV в. преследовалось, но вскоре признано было церковью богоугодным делом и широко поощрялось. В западной церкви известны паломничества великие, как например, крестовые походы и путешествия к Святому Гробу и в Рим, и паломничества малые - посещения местных отечественных святынь. С течением времени церковь налагала паломничества как своего рода наказание или эпитимию, а с XIII в. и светские суды Западной Европы приговаривали к паломничеству убийц. В России паломничество в Святую Землю началось уже в XI в., первый русский паломник был дмитриевский игумен Варлаам. В XII в. паломничество было сильно распространено и вызвало принудительные меры церковной власти к воздержанию от паломничества, предпринимаемое верующими для спасения души. Особенно возстает против этого массового паломничества первый русский писатель-паломник Даниил, который находит, что спасение души богоугодными делами возможно и у себя дома. Меры эти не пресекли рвения к паломничеству, многие паломники, странствуя по отечественным святыням, в Иерусалим, Царьград и на Афон, образовали особый тип паломников, известных под именем “калики-перехожаго”, ходивших обыкновенно “дружинами”. Древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов их костюм; проходя многие страны, они слушали массу легенд, которые потом вместе с апокрифической литературой распространяли на Руси.

Не малое значение в древней литературе играли описания “хождений” в Святую Землю. Первый такой паломник-писатель Даниил-мних, второй - новгородский архиепископ конца XII века. Антоний, побывавший в Царьграде, затем новгородский инок Стефан в 1350 г., в 1370 г. “хождение архимандрита Агрефенья”, второе после Даниила-Мниха описание Святой Земли; за ним следует диакон Игнатий Смолянин, в конце XIV в. посетивший Константинополь, Афон и Иерусалим. Наряду с этими паломниками-писателями стоит и apхиепископ новгородский Василий, написавший послание о земном рае под сильным влиянием путешествия на Восток. К паломнической литератур XIV в. относится “Беседа о святынях и других достопамятностях Царьграда”, изданные Л. Н. Майковым в “Материалах и исследованиях по старинной русской литературе”. С XV в. паломничество становится распространенней, а описания его разнообразней и подробней. Первым писателем этого времени был троицкий иеродиакон Зосима, повторявший в своем описании все, что слышал от других, а часто пользовавшийся и записками паломника Даниила. Из других писателей этого времени назовем: Варсонофия, описавшего два хождения - из Киева в Иepyсалим через Белград, Царьград, Кипр, Триполи, Бейрут и Дамаск и такое же, но через Белгород, Даммиету, Египет и Синай; купца Василия, современника Варсонофия; Епифания Премудрого; оставившего сочинение: “Сказание Епифания мниха о пути в святой град Иерусалим”, в котором перечисляются все города по пути от Великого Новгорода до Иерусалима и указывают расстояния между ними.

К концу XV в. в паломничестве заметно изменение, повлекшее ослабление этого движения. Причинами этого ослабления нужно считать взятие Константинополя турками, которые всячески препятствовали проникновению русских в святую землю, а также и то обстоятельство, что, русские, находя только свой народ истинно - православным, свято оберегают себя от чужого влияния и находят святость во внутреннем искании Бога. Благодаря ослаблению паломничества надолго прекращаются и сочинения паломнические, что продолжается до второй половины XVI ст., когда снова возрождается паломничество, по инициативе московского правительства, посылавшего людей на Восток с поручениями или милостынею. К этому времени относятся: “Хождение Трифона Корабейникова” - купца Василия Позднякова, содержащее прекрасное описание Иерусалимских и синайских святынь; “Проскинитарий” Арсения Суханова и хождения Василия Гагары и Иона Маленького. Этот вид паломнической литературы сохранился до XVIII в. Паломники иеромонахи Макарий и Сильвестр заимствовали свои описания из Трифона Коробейникова. о второй четверти XVIII в. паломническая литература меняет вновь свой вид. Теперь описания хождений изобилуют рассказами о личных впечатлениях и рассуждениями о православии и др. К этому времени надо отнести сочинения старообрядческого священника Лукьянова, пешеходца Григоровича-Барского или Василия Киевского, инока Мотронинского монастыря Серапиона и др.

Конец XVIII в. мало способствовал паломничеству и не оставил значительных описаний. Заслуживают, однако, внимания записки Плещеева и путешествия иноков Саровской пустыни Игнатия и Мелетия.

Век XIX оставил описания путешествия Бронникова, “Путевые записки братьев Вешняковых и мядынскаго купца Михаила Новикова” и анонимные записки, принадлежавшие Д. В. Дашкову. В это же время совершили паломничество и А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архимандрит Леонид, А. В. Елисеев и Т. И. Филиппов с целью изучения Палестины. Благодаря удобству и безопасности путей сообщения, паломничество растет с каждым годом, не изменяется только состав паломников, состоящий по большей части из простонародья, снабжаемого “Православным Палестинским обществом” паломническими книжками. Кроме Палестины совершают паломничество еще на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощи св. Николая Чудотворца.

Полный Православный богословский энциклопедический словарь
Т. II, (Репринтное издание) М.: Концерн "Возрождение", 1992 г.

Новости митрополии

Открыт набор слушателей на епархиальные катехизаторские курсы

Открыт набор слушателей на епархиальные катехизаторские курсы

Данный образовательный проект действует по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия при Отделе религиозного образования и катехизации Симбирской епархии с октября 2015 года.

В Симбирск прибудет крестный ход с иконой Божией Матери «Державный Покров»

В Симбирск прибудет крестный ход с иконой Божией Матери «Державный Покров»

26 июля в Ульяновск прибудет крестный ход «Большая Россия», который с 12 июня шествует по территории нашей страны. Протяженность крестного хода около 30 000 километров. Большую часть пути участники преодолевают на автомобилях.