Любовь к ближнему

Из Евангелия нам известно, что других людей необходимо любить так же, как и самих себя. Но как же этого трудно добиться! Попробуем поразмышлять, кто наши ближние, как самооценка влияет на проявление любви и что такое “широкая душа”?

Возлюби ближнего твоего…

Кто наш ближний? Родители, супруг, друг, сын или дочь, родственник, сосед, коллега? Добрый самарянин из евангельской притчи решился оказать помощь израненному и совсем незнакомому человеку.

Ближний – человек, который оказывается с нами в каждый момент жизни. Он отражает в себе образ Бога, пусть даже и будет носителем иных религиозных убеждений и мировоззренческих ценностей.

Ситуация довольно тривиальная: лежит человек на обочине дороги, весь в крови, ворочается. Что с ним? Может, пьян? Или ввязался в драку? Ну, наверное, он пострадал заслуженно! Внутри прохожего, завидевшего подобную картину, букет чувств: страх, отвращение, презрение, едва уловимые нотки стыда. Он желает пройти и скорее забыть увиденное.

Самарянин же принес в жертву свои ложные чувства, деньги, время. Он вышел из зоны комфорта, выбрался из футляра, проникнувшись болью незнакомого человека. Самарянин совершил немыслимый для повседневности поступок человеческого милосердия!Когда к Христу подошел законник, и спросил о наибольшей заповеди, Спаситель ответил:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сие есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39)

Любовь к ближнему, хоть и поставлена на второе место, именуется «подобной».

Иисус показывает, что любовь к Богу как к Личности неразрывно связана с любовью к человеку как к личности. Люди, все без исключения, созданы Отцом Небесным, в них заложен Божественный образ, ради восхождения которого к подобию Христос умер на кресте и воскрес. Умереть, пожертвовать самым дорогим – жизнью, чтобы заставить людей испытать шок, вслед за которым из глубин души прорвется глубинный смысл бытия.

Только любя мы можем называться людьми в полном смысле. Хотим мы этого или нет – в любви наша подлинная природа.

Хорошо, но фраза о любви к ближнему продолжается словами «…как самого себя». Вроде бы, все понятно, просто не желай другому того, чего не желаешь себе. И поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой. Но все ли так просто?

Как самого себя!

И да, и нет. В оторванности от закона Бога и опыта общения с Ним заповедь любви можно понимать и довольно превратно. Преподобный Иустин (Попович) толкует ее как спасение ближнего от греха:

«Ты лжешь себе, если думаешь, что любишь человека, но угождаешь его греху, его страстям: тогда ты любишь его смерть, а не его самого. Лишь когда любишь человека во Христе: всей душой своей… – только тогда ты его истинно любишь».

У каждого христианина, наверняка, есть печальные примеры, в том числе и из собственного опыта, как «ближний», более ревностный верующий, «выбивал» грех из них или знакомых «ковровыми бомбардировками» поучений свысока. Придирки, одергивания, замечания, резкий тон… бывали и случаи, когда подобная любовь просто «ломала» людей. Кто-то получал серьезную психологическую травму, а кто-то покидал церковную ограду навсегда, находя любовь – во всяком случае, как доброе отношение к личности – совсем в других местах.

 

Доброе отношение к личности другого человека – ключевой момент любви. Некоторые «христиане» отказываются садиться за стол с блудниками, презрительно относятся к алкоголикам и другим, попавшим в пике жизненных перипетий людям.

А между тем грешник – не преступник, а больной человек.

И это ключевой момент. Отношение к ближнему как к нарушителю ставит вопрос, прежде всего, перед «судьей»: а все ли с ним самим в порядке, если он то и дело дергает своего брата, сестру или чадо, подмечая за ним те или иные духовные недостатки (которые, на самом деле, могут таковыми и не являться)?

Закон без любви превращает человека в надзирателя. Более того, за «законничеством» скрываются элементарные психологические проблемы неуверенности и низкой самооценки. Как самооценка влияет на наше отношение к ближнему? Прямым образом. Ведь мы транслируем человеку то отношение, которое имеем в глубине души к самим себе.В одной из предыдущих статей мы уже говорили о смирении как об адекватной, то есть здоровой оценке самих себя. С завышенной самооценкой более-менее все понятно. А что заниженной? Может, так и надо, признавая свое недостоинство?

Не равняя психологию (из области которой мы берем понятие «самооценка») с евангельскими принципами, тем не менее, рассмотрим это явление с позиции здравого смысла. Низкая самооценка – просто думать, что я никчемен и никудышен, и у меня ничего не получится?

Характерными чертами заниженной самооценки человека являются зависть, пессимизм (негативный взгляд на мир), враждебность к людям, идеализм и неприятие критики, человекоугодие, невротическое чувство вины. Заниженная самооценка – не смирение, а комплекс греховных страстей и психических расстройств. Можно ли в подобном состоянии совершать хотя бы малый, но каждодневный подвиг любви, оказывая ближнему помощь, проявляя о нем искреннюю заботу, приободряя и поддерживая в минуты потрясений, искренне радуясь его счастью и соболезнуя горю?

Широкая душа

Внутренние комплексы и несовершенства словно блокируют душу, превращают мощное дерево жизни в сердце в засохшую смоковницу. Неправильное отношение к себе и, как следствие, к ближнему, заваливают грот нашего микрокосмоса. Мы превращаемся в мелочных и слабых существ, и не можем творить любви.

Человеком широкой души называют того, кто сумел раскрыть в себе фундаментальный талант отношения к ближнему. Его еще называют великодушным, ведь внутри него просияло величие образа Божьего – Любви.

Широкая душа, устремленная к Богу, не видит в людях дурного, а ищет лишь хорошее, и с размахом, со щедростью одаривает окружающих заботой и добротой.

Великодушный всегда становится тем самым примером, которому хочется без слов подражать. Любовь, исходящая из него, ни к чему не принуждает, но невидимо учит и притягивает. Про такого человека можно сказать: он любит и себя, и ближнего. Но его любовь не эгоистична. Наоборот, он чтит образ Божий в себе и другом человеке, и это делает сильным, свободным, полным любви, которой он готов делиться.

Как полюбить ближнего? Увидеть Бога в самом себе. Понять, что Бог, как и во мне, отражается в каждом человеке. Любить этот Образ в людях, пытаясь рассмотреть Его среди всех встречающихся мне на жизненном пути.

Все новости раздела




Новости митрополии

В праздник Сретения Господня митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

В праздник Сретения Господня митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

15 февраля, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

При поддержке Симбирской епархии запускается проект «Социальные кормления»

При поддержке Симбирской епархии запускается проект «Социальные кормления»

13 февраля в Епархиальном молодежном центре на территории Спасо-Вознесенского собора прошла встреча православной молодежи с представителями Центра комплексной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Доверие».