Кротость: твердость духа

Кротость и смирение, как в Евангелии, так и в святоотеческой литературе, тесно переплетаются. Современник не всегда отчетливо разделяет эти добродетели, хотя их связь безусловна. Сегодня поговорим о кротости – оружии миротворцев и стойких духом людей.

Ибо Я кроток и смирен сердцем…

Что же такое кротость? Давайте по традиции начнем искать ответы в семантике слова. Древнерусское «кротъкъ» можно перевести как «укрощенный». Речь идет об укрощении собственного нрава и негативных чувств, контроле над эмоциями и спокойном расположении духа.

В христианской традиции добродетель кротости выходит за рамки просто ограничения внутренних душевных порывов, раскрываясь как скромность, доброжелательность, терпеливость и незлобие.

Ярчайшим примером кротости в истории, конечно же, стал Господь наш Иисус Христос. Он исполнял волю Отца Небесного, никогда не был зол и всегда искренне прощал своих недоброжелателей. Крестный путь Спасителя на Голгофу можно охарактеризовать как торжество кротости.

Унижаемый и избиваемый, распинаемый и подвергавшийся мучениям, Сын Божий принимал отдаваемое ему зло спокойствием сердца и даже молитвой о своих палачах с просьбами к Отцу простить их. Хотя, как мы понимаем, Христос мог ответить каждому Своему врагу – обладая Божественной силой – весьма и весьма сурово. Но Господь, Сильнейший и Величайший из всех людей, этого не сделал.

Кротость ни в коем случае не стоит путать с безволием или слабохарактерностью. В таком случае мы получим иное состояние духа. Мягкостью характера с одновременной твердостью духа можно было бы описать кротость, как бы на первый взгляд трудно это не казалось уместить в своем сознании. Внешне данная добродетель может вообще не особо выражаться в жестах или тембре голоса.

Был ли кротким, например, Георгий Победоносец? Конечно. Его кротость заключалась в абсолютном отсутствии ненависти к мучителям и покорности воле Бога. Великомученик Георгий был воином, при том, довольно хорошим, и на поле боя он, конечно, не ходил с согбенной спиной, прикрываясь от ударов мечей противников.

Книга Чисел называет пророка Моисея «кротчайшим из всех людей на земле» (Числ. 12:3). Но в ветхозаветные времена кротость, скорее всего, понималась как покорность Богу. Ведь как правитель, Моисей был довольно жестким и решительным человеком.

Преподобный Ефрем Сирин писал, что кроткие люди остаются внутренне твердыми под «ударами» обстоятельств и спокойными в ссоре. Святой описывает добродетель и как высокую психологическую устойчивость, если говорить современным языком. Кротость, по словам преподобного, способна успокоить собственный и чужой гнев.

Остужая огонь гнева

Сильные внутренние состояния человека очень быстро передаются другим людям и соответственно действуют на окружающих. Организатор митинга с мегафоном в руках быстро заряжает толпу нужными эмоциями. Тренер личностного роста внушает аудитории уверенность. Во время разговора со священником в храме вас обволакивает успокаивающая благодать.

После общения с разгневанным человеком, вы невольно замечаете, как ваше тело начинает непроизвольно дергаться, а былое душевное равновесие на некоторое время потеряно. Проблема в том, что мы быстро заряжаемся гневом или позволяем ему пробиться сквозь ширму мнимого «футлярного» комфорта очень легко.

Бытовых ситуаций, в которых внутри нас разгорается пламя гнева, не счесть. Продавщица магазина, как нам показалось, обслуживает нас без должного внимания и даже с раздражением. Водитель идущей впереди машины резко тормозит или медленно едет. Знакомый сделал замечание в наш адрес. Пьяный гопник задел плечом и даже не извинился. Начальник на работе незаслуженно отчитал…

Что происходит с нами в эти моменты? Откуда-то из утробы к груди поднимается волна негодования, перерастающая в желание возмездия и, возможно, выплескиваемая наружу. Гнев сопровождается сильным мышечным тонусом, тремором конечностей, помутнением рассудка, маниакальным желанием мести, а внутри полыхает пламя разрушительного огня. Потушить его можно с помощью кротости.

Кротость понимает, что гнев наносит своим появлением вред, в первую очередь, собственной душе. Душа как дом, а гнев – как огонь, разрушающий наше внутреннее жилище. А кротость, вызванная волевым усилием, напротив, сохраняет нас в спокойствии и непоколебимой доброте.

Человек, оскорбляющий или обижающий нас такой же носитель образа Божьего, как и мы. Поэтому стоит ли уступать в своем сердце место гневу и мстительности? Мы разрушаем себя и причиняем ответную обиду ближнему. Бывают ситуации, что ответить все-таки стоит, потому что кротости нет без благоразумия. Но ответ ближнему всегда должен быть дан в духе любви и пользы для его души.

Кротость можно охарактеризовать как очень сильную внутреннюю твердость, не позволяющую внешним обстоятельствам лишить душу мира и сбить верующего с преследования главной цели жизни – спасения.

Блаженны кроткие

В заповедях блаженства Христос говорит о кротости, а о носителях этой добродетели – как людях, которые «наследуют землю» (Мф. 5:5). Кроме иносказательного смысла о том, что незлобные и способные к прощению люди войдут в новую духовную реальность Царства Божьего, можно справедливо отметить и вполне «земной» аспект слов Спасителя.

Кроткие христиане, оказавшись на просторах Римской Империи, крупнейшего государства своего времени, сумели преобразить страны язычников в пространство верующих во Христа. Христианство распространялось среди языческих народов Европы, мирно меняя сознание людей. Культы многобожия низвергались в глубины исторического забвения, а Новая Вера окультуривала и формировала высокоразвитую цивилизацию.

Придя на Русь, христианство стало мощным фундаментом для возникновения величайшего на земле народа из разрозненных славянских племен. Вера не была средством наращивания политической мощи, она была целью, и от того ее носители преображали пространство жизни вокруг. Можно сказать, что Бог преображал руками людей мир, в который страны и народы Его добровольно впускали.

В Новое время христианство распространилось почти по всему миру. И вновь – кроткие – заполнили собой огромные земные пространства.

Важно, что кротость не тяжелое бремя, а подлинная радость. Отсутствие зла, то есть добро по отношению ко всем людям венчают эту добродетель. Она дает спокойствие, уверенность, внутреннюю силу, психологическую стабильность и потрясающий дар мирно решать конфликты. Кротость – это качество сильных.

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь принял участие в заседании Совета по делам казачества

Архипастырь принял участие в заседании Совета по делам казачества

В конференц-зале Дома культуры села Троицкий Сунгур прошло выездное заседание Совета по делам казачества в Ульяновской области. Совещание посетил митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий.

В Симбирске будет освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери

В Симбирске будет освящен храм в честь Казанской иконы Божией Матери

21 июля, в день явления образа Пресвятой Богородицы во граде Казани, в Ульяновске состоится освящение храма Казанской иконы Божией Матери. Храм построен на территории культурного комплекса «Национальная деревня» (ул. Юности, д.2, стр.3) за Парком Победы.