Нужна ли Церкви реклама?

В Евангелие от Луки можно прочесть очень интересный фрагмент, на который не так часто принято обращать внимание. «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, однако Он ничего не отвечал ему» (Лк. 23:8-9).

Почему молчал Иисус? Не кажется ли странным, что Он говорит со всеми, даже с Понтием Пилатом и Иудой-предателем, но не отвечает Ироду Антипе? Увы, но Ирод относится ко Христу как к некому фокуснику, который может явить чудо не ввиду сложившейся крайней необходимости, а для того лишь, чтобы немного развлечь. Иеромонах Симеон (Мазаев) сравнивает Ирода с ницшеанским «последним человеком», представителем деборова «общества спектакля», не способного воспринимать что-то всерьез. Любая реакция Спасителя, кроме молчания, была заведомо проигрышной, в противном случае, Христос вовлекся бы Сам в предложенный тетрархом спектакль. И в этом спектакле Ему отводилась неблагодарная роль актера, вынужденного выступать на потеху скучающей публики.

Почему нам так важен этот фрагмент? Дело в том, что он как нельзя точно отображает сегодняшнее общество потребления. Публика жаждет хлеба и зрелищ, и желательно побольше. Только вот настоящий хлеб из качественных ингредиентов все реже встречается на магазинных полках. И зрелища не заставляют думать.

В мире, где потребление стало нормой, неизбежен такой продукт, как реклама. Рекламируют все и вся. От некоторых рекламных роликов впору прятать детей. Рекламируют везде. Всерьез рассматривается вопрос о законодательном регулировании рекламы, наносимой на асфальт. Реклама становится все навязчивее и агрессивнее. До сих пор приходится вздрагивать от голоса Ивана Охлобыстина, рекламирующего небезызвестный медицинский препарат.

Возникает вполне закономерный вопрос, в сложившихся условиях, нуждается ли Церковь… в рекламе? Без шуток. Серьезно. Где грань между миссией в современном мире, пропагандой и рекламой?

Сегодня можно видеть множество проектов, реализуемых епархиями. Они могут носить социальный характер, культурный, могут быть посвящены патриотическому воспитанию и т.д. Зачастую одна из целей таких проектов – привлечение внимания общественности. Однако стоило бы задаться резонным вопросом: «а что с этим вниманием общественности дальше делать?» Не возникнет ли у ее представителей меркантильного вопроса: «а что мы можем взять от Церкви?» Или еще хуже: «а чем нас развлекут в следующий раз?»

А что, действительно, может предложить Церковь? Исполнение всех заветных желаний? Гарантию, что с человеком никогда ничего не случится? Счастье и благополучие на всю оставшуюся жизнь? Нет, Церковь может предложить только то, что она предлагала и две тысячи лет назад. Церковь может предложить Христа. Христа – как основу жизни. И ничего более. Но именно в Нем есть все.

Однако для постхристианского мира (даются уже и такие оценки) это не ново. Такое мы уже слышали, - говорят люди и начинают искать истину в новых модных философских течениях или в псевдорелигиозных культах. Это напоминает ситуацию, как если бы человеку нужно было попасть в дом, но он считает, что взять и войти в дверь как-то слишком просто и очевидно, поэтому он пытается попасть туда через окно или трубу дымохода.

Когда я посещаю учебные учреждения для встречи со студентами, есть страх натолкнуться на взгляд Ирода Антипы. Очередной пришел. До него еще с десяток было. Ну, может, хоть этот церковник что-то нам интересное расскажет, так и быть, послушаем.

То, что кажется миссией, зачастую оказывается всего-навсего профанацией. Нет никакого смысла делать яркую социальную акцию силами православных активистов у храма, если в него не приглашают зайти. Нет смысла оббегать пороги учебных учреждений и доказывать всем, что Церковь сегодня, как никогда, нужна обществу и без нее будет очень и очень плохо. Вот, мы вам предлагаем, вы только, пожалуйста, возьмите… Не привлечет ко Христу шоу, пусть даже самое яркое. А вот дискредитировать Церковь может запросто.

Но как же быть? С одной стороны, мы помним слова Иисуса, обращенные к апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (Мф. 28:19-20). С другой стороны, рекламировать Церковь на уровне шоколадного батончика тоже не позволительно.

Говорить о Христе нужно там, где это слово, действительно, хотят слышать. Иногда просто пользоваться удобным моментом. Иногда нужно говорить украдкой и шепотом. Чтобы интерес возрос.

Так или иначе, а вопрос, рекламировать Церковь или нет, относится, в первую очередь, к православной молодежи и миссионерам. Те и другие должны быть особенно внимательными, чтобы их акции, мероприятия и публичные обращения не делали Церковь в глазах общества всего-навсего «поставщиком религиозных услуг» и продуктом, требующим должной рекламы.

В книге «Декларация зависимости» Владимир  Романович Легойда задается вопросом: нуждается ли церковь в имидже? Он делает два очень интересных вывода. Во-первых, Церкви не пристало работать над имиджем, как какой-нибудь корпорации. Во-вторых, Господь наш Иисус Христос в имидже не нуждается. Мне кажется, что аналогичный вывод можно сделать и по рекламе.

Итак, если Церкви не нужна реклама, тогда что нужно для того, чтобы люди обратились к ней? Церкви нужна миссия. Но не какая-нибудь, а продуманная, взвешенная и очень грамотная. Та миссия, которой подчас не хватает. Думаю, нет ничего страшнее для преподавателя православных курсов, как на вопрос: «для чего вам эти знания?», услышать пугающий ответ: «для себя». Знания о Христе знаниями «для себя» просто не должны и не могут быть. «Для себя» можно посмотреть телепередачу с выступлением известных артистов или послушать новый музыкальный альбом любимой группы, но знанием о Боге все-таки нужно делиться. Возвращать услышанное сторицей. И если не словами, то хотя бы примером своей жизни (что, по факту, еще труднее).

Простые, казалось бы вещи. Но, отклонившись от них, и погнавшись за «духом времени», так и хочется изобрести велосипед. Который, к слову, уже давно изобретен. И даже неплохо ездит.

Все новости раздела




Новости митрополии

В Симбирск будет принесена Казанская (Жадовская) икона Божией Матери

В Симбирск будет принесена Казанская (Жадовская) икона Божией Матери

1 июня, в субботу седмицы 5-ой по Пасхе, в Ульяновске пройдет традиционный общегородской крестный ход с Казанской (Жадовской) иконой Пресвятой Богородицы.

Состоялась традиционная военно-спортивная игра для  учащихся воскресных школ

Состоялась традиционная военно-спортивная игра для учащихся воскресных школ

На территории храма святого равноапостольного великого князя Владимира прошла ежегодная военно-патриотическая игра «Во славу Отечества», посвященная Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.