В Фомину неделю ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев совершил Литургию

23 апреля, в Фомину неделю, в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе совершалось служение двух Божественных литургий. Позднюю Литургию в кафедральном храме совершил ключарь Спасо-Вознесенского собора протоиерей Дмитрий Савельев.

В завершение богослужения отец Дмитрий поздравил верующих с продолжением Светлой Пасхи и произнес проповедь.

 – Христос Воскресе! Вот уже неделю продолжается праздник Пасхи. Завершилась Светлая седмица, которая длилась как один день, посвященный событию Воскресения Христова. Об этом событии апостол Павел сказал: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна». Поскольку Христос воскрес, то вера наша не тщетна. Она имеет фактические и исторические основания, и мы на эти основания опираемся. Сегодняшнее воскресение носит название «Неделя о Фоме». Апостол Фома – одна из удивительных фигур в Священном Писании, чье имя стало нарицательным. Когда кто-нибудь из знакомых начинает проверять излишнее недоверие к словам окружающим, его называют «Фомой неверующим». Но неверие неверию рознь. Неверие может быть таким, которое не желает быть разуверенным, которое не хочет, чтобы что-то доброе случилось в мире, неверие крайнего уныния и пессимизма. Такое неверие ведет нас в пучину греха, ведет нас к унынию и злобе. А есть неверие, которое,  не хочет быть обманутым. Оно много раз проверит то, что говорят, только для того, чтобы благая весть, которая распространяется по миру, была бы безукоризненно точной, фундаментально основательной. Читая об апостоле Фоме, мы можем вспомнить, что в день смерти праведного Лазаря Господь сказал: «Пойдем к нему». Апостолы не соглашались, ведь идти к Лазарю было опасно. Апостол Фома же сказал «Пойдем и мы и умрем с ним». Это были слова, которые не имели надежды, но имели лишь верную стойкость. Эти слова не были похожи на то, что сказали братья Зеведеевы, когда перед входом Господним в Иерусалим просили Господа о том, чтобы сесть по правую и левую сторону в славе Его. Это были слова трезвые. Слова, которые не ожидали торжества и праздника, но являлись проявлением верности. После Воскресения Христова апостолы скрывались в Сионской горнице, потому что опасались за свою жизнь. Двери в эту горницу были закрыты, что было несвойственно для того времени. Господь прошел сквозь закрытые двери и поведал апостолам о Своем Воскресении. Фома, который в тот момент отсутствовал, встретив учеников, сказал, на первый взгляд, жесткие слова. Он сказал, что никому из апостолов не поверит, так как все находятся в состоянии эйфории, также как жены-мироносицы, как Мария Магдалина, как Лука и Клеопа. Фома произнес: «Если не увижу на руках Господа ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». В большинстве своем Господь таких искателей доказательств не одобрял. Он говорил евреям: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи». Но апостол Фома был не из рода лукавого и прелюбодейного, а из рода искателей истины. Он, как смиренный Иов,  имел право задать Господу вопрос, и получил ответ на свой вопрос. В следующее воскресенье Господь пришел и специально призвал Фому. Господь сказал Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Что же сделал Фома? Он не побежал тут же трогать раны Господа, но воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Это удивительное и очень показательное для нас выражение. Оно учит нас тому, что Бог – это не просто где-то далеко на небесах, это не просто предмет всеобщего поклонения, это мой личный Бог и служение ему – мое личное служение. Оно не зависит от того, отступит от Бога весь мир, поклонится Ему или забудет Его. Ничто внешнее не может повлиять на мои отношения с Господом. Именно это ощутил в момент явления Христа ученикам апостол Фома, которого мы называем неверующим. Хочется еще сказать о том, в чем заключалось его неверие. Услышав весть о Воскресении Христовом, Фома посмотрел на своих братьев апостолов, которые также как прежде сидели в Сионской горнице с закрытой дверью.  Фома недоумевал – как, убедившись в Воскресении, можно остаться такими же, какими и были до этой благой вести –  лишенными уверенности, лишенными радости. Господь сказал: «Радуйтесь! Я победил мир». Осознания победы над миром в апостолах тогда еще не было, потому что в тот момент они еще не приняли Духа Святого. Наша вера с вами есть вера, побеждающая мир; вера, побеждающая всякие повседневные огорчения. Мы с вами еще не раз увидим победу зла над добром, мы с вами еще не раз увидим победу греха над праведностью, мы с вами еще не раз увидим торжество смерти. Но это не отменяет самого главного события в истории – Воскресения Христова. Это событие превыше всех мимолетных огорчений. Это солнце, которое не может быть заслонено никакими пробегающими по небу тучами. Никто не может погасить свет нашей пасхальной радости, которая утверждена уверением Фомы: «Господь Бог и Бог мой!». Христос Воскресе, –  сказал протоиерей Дмитрий Савельев.

В завершение отец Дмитрий пригласил прихожан Спасо-Вознесенского собора посетить традиционный концерт духовной музыки в Воскресенско-Германовском храме. Концерт с участием Мужского камерного хора «Образ» и хоровых коллективов Ульяновского государственного университета состоялся в Фомину неделю.

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь принял участие в отчетно-выборном казачьем круге

Архипастырь принял участие в отчетно-выборном казачьем круге

Казачий круг посетили Глава Симбирской митрополии митрополит Анастасий и руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Олег Шмалько.

В рамках регионального этапа МРОЧ в Симбирске прошел семинар по знаменному пению

В рамках регионального этапа МРОЧ в Симбирске прошел семинар по знаменному пению

В каминном зале храма святого равноапостольного великого князя Владимира прошел семинар по древнерусскому знаменному крюковому пению.