апреля Лазарева суббота.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 17 часам к храма по всему городу тоненькими, тихими ручейками стекались верующие c веточками вербы в руках. А в храмах эти ручеечки превратились

в полноводные реки. Здесь православные и чувствуют себя еще лучше, чем  дома и дышат и живут свободно и радостно. Здесь под Божиим покровом совсем другая жизнь.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Традиционно в Алтаре соборного храма заранее заготавливается верба, а для архиерея и священников приготавляются специальные «букеты»: верба, веточка пальмы, гвоздики, а в центре алтарная большая свеча.  С подобными букетами стоят в храме и особо знакомые с обрядами прихожане.   Детишкам очень нравится этот красивый праздник: вокруг цветы, веточки живой весны. Они не выпускают из рук пушистых красавиц, предвестников всеобщего пробуждения, воскресенья. На лицах всех счастливые улыбки. Духовенство в облачениях зеленого цвета: долгожданного, благоуханного лета. Слава Богу, мы дожили до еще одной весны, печалимся о тех, кто не дотянул до этих ласковых солнечных денечков. Среди многих этих, ушедших, и моя мама, почившая на Рождество. Как я не просил её: мам, доживи до весны…  Не послушалась, не смогла.  Царство им всем  Небесное. Спаси Господи.  

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Обряд освящения вербы восходит к старинной христианской традиции, по которой было принято в неделю ваий или вербную на утрене освящать ветви финиковой или палестинской пальмы ("ваия"), с которыми совершался крестный ход. Начинался крестный ход в Иерусалиме, откуда верующие направлялись на масленичную гору к пещере, в которой Господь учил своих учеников.  Затем шествие восходило к храму на месте Вознесения Господа на горе Елеонской и, спустившись вниз,- по всему городу в храм Вознесения, при этом все участники крестного хода держали в руках ветви пальм и маслин. Кроме Иерусалима подобная лития справлялась и в других местах, в том числе в Константинополе и в Риме.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

Воскрешение Лазаря

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         На Руси в 12 - 13 вв. ветви вербы - "ваия" раздавались на утрене после чтения Евангелия. При этом в монастырях игумен входил в алтарь, покрывал голову кукулем, святил пучки вербы, в то время как братия целовала Евангелие. Под пение 50 псалма игумен давал каждому из подходивших к нему братьев "ваия" - вербу и свечу, с которыми после утрени монахи во главе с игуменом совершали крестный ход вокруг монастыря. Известна молитва 16 в., которую читал священнослужитель, освящая "ваия": "Господи Боже наш Вседержителю, сказавый ковчег образом церковным", при этом он кадил над вербой.

 

В 17 в. в Москве в Вербное воскресенье во время крестного хода и шествия патриарха на осляти от Покровского собора к Успенскому на колеснице возили "вербу" - украшенное дерево, ветви которого раздавались после шествия как всем его участникам, так и зрителям - простому народу. В этот же день в государевых палатах для царя, царицы, царевичей и царевен изготавливались особенные "вербы", богато украшенные бумажными листьями, бархатными и шелковыми цветами, фруктами, ягодами и пряниками, установленные на маленькие санки, оббитые красным атласом с золотым галуном.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В лес за вербой было принято ходить рано утром, до солнышка, в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки часто украшали бумажными цветами и лентами, иногда это делали только после освящения или накануне Пасхи. В церковь святить вербу ходили или в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье к праздничной литургии. Освященную вербу ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы и хранили до Егорьева дня или весь год. В Сибири для нее делали украшенный тряпочками и лентами "теремок" из соломы, который вешали перед иконой, а в первый день Пасхи в него также клали освященное яйцо.

 

 

Вербе приписывали способность повышать урожайность земледельческих культур и плодородие земли, для этого после выгона скота ее крошили в семена, предназначенные для посева, сжигали на ниве или разламывали и разбрасывали по полям. Чтобы сберечь посевы, веточки вербы втыкали в четырех углах поля. В западнорусских деревнях вербу втыкали в полосу в убеждении, что от этого земля скорее "оживет", а рожь уродится хорошая и будет пушистая, как верба. Иногда это действие объясняли тем, что скот летом не будет убегать с пастбища домой. В Поречском у. Смоленской губ. хозяйка бросала в хлеву в навоз прут, которым выгоняла скотину, при этом она прыгала, как можно выше, чтобы уродился лен.

 

С той же магической силой, по мнению крестьян, воздействовала верба и на человека. Считалось, что съеденные женщиной почки освященной вербы могут излечить ее от бесплодия.

В некоторых местах верили, что освященная верба может спасти человека и хозяйство от стихии: брошенная против ветра, она останавливает бурю, выброшенная во время града на двор, - град, а брошенная в огонь, прекращает пожар. Повсеместно хозяйки прятали освященную вербу за иконы в убеждении, что она защитит от грозы и молнии не только дом, но и все хозяйство. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки у плетня, чтобы летом пчелы хорошо роились, уродилось побольше пчелиных семей, и они принесли хозяину побольше меда и воска.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Продолжается Великий Пост.

 

В жизни русской деревни Великий Пост был особым временем. С его началом менялся привычный ход жизни и внешний облик деревни. Крестьяне надевали скромную, траурную, одежду; прекращались молодежные посиделки, запрещались гуляния; пение песен, игра на музыкальных инструментах считались грехом; не было свадеб, гощений и больших празднований. Даже похороны проводились скромнее. У старообрядцев Сибири на поминальный стол ставили не более трех блюд, в том числе оладьи, при приготовлении которых сковороду мазали не маслом, а огарком свечи.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Регламентировалась жизнь каждой крестьянской семьи. Вводились строгие ограничения в пище: скоромного - мяса, рыбы, молока, яиц и т.п. - не давали даже маленьким детям и больным. В некоторых старообрядческих селах в дни Великого Поста матери уменьшали дозу кормления грудных детей, подкармливая их постной "жеванкой" или "тюрей" - разжеванным хлебом. Повсеместно крестьяне верили, что грех за употребление скоромного - молока - ложится не на младенца, а на его мать, поэтому крестьянки старались кормить ребенка грудью не более пяти - шести постов. Нарушение поста считалось не только страшным грехом, но и могло повлечь за собой божественное наказание: болезнь или травму. Основой каждодневного пищевого рациона были ржаной хлеб, щи, каши на постном масле, репа, картофель, соления, кисели, квас, моченые ягоды и т.д., при этом наиболее верующие ели только два раза в день, а по средам, пятницам и на последней неделе поста - один раз, и то, только хлеб с водой. Во многих местах в течение всего поста или в наиболее чтимые его дни запрещалось есть растительное масло, а старообрядцы также считали грехом употребление чая и сахара.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Строгий запрет налагался церковью на супружеские отношения. По народным представлениям, муж не должен был спать с женой в период поста еще и потому, что от этого могли родиться больные или малоумные дети. За соблюдением запрета следили священники, часто налагавшие епитимью на того хозяина, в чьей семье в начале зимы появлялся на свет ребенок, зачатие которого, за вычетом девять месяцев из даты рождения, приходилось на период Поста.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

Её имя Арина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Непременным атрибутом постного времени было хождение в церковь к исповеди, но, зачастую, крестьяне исповедовались в течение поста только два раза: на первой неделе и на последней перед Пасхой, Страстной неделе, вторая исповедь считалась наиболее важной. Особенно тщательное соблюдение таких церковных предписаний постного времени, как покаяние, забота о душе, хождение на богомолье к святым местам, долгие молитвы и особенно строгий пост, приходилось на долю стариков, по своему статусу приближенных к Богу, ожидавших скорого свидания с Ним после смерти, и людей "заветнувшихся", т.е. давших обет по случаю какой-нибудь болезни или несчастья.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Великий Пост являлся важным хозяйственным периодом, на него обычно приходилось начало нового хозяйственного сезона, подготовка и проведение земледельческих работ - сева и пахоты. С началом поста женщины садились за кросна, сначала ткали, а затем белили холсты, которыми за пост надо было запастись на весь будущий год. Мужчины занимались заготовкой дров и леса для построек, витьем веревок, починкой сельскохозяйственного инвентаря, ограждений вокруг полей и выгонов и т.п.

 

Седьмая, последняя неделя Великого Поста называется Страстной, и является отдельным наиболее строгим шестидневным постом, посвященным событиям последних дней земной жизни Христа, его пленения и распятия, следующее за ней воскресенье - Пасха.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суббота шестой седмицы Великого поста (Лазарева суббота) — воскрешение праведного Лазаря.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

16 апреля Лазарева суббота. Германовский храм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Праведный Лазарь и сестры его Мария и Марфа проживали в Вифании, селении, расположенном в трех километрах от Иерусалима. Когда праведный Лазарь заболел и умер, Спаситель совершил "чудо в чудесех" — воскресил умершего, тело которого уже четыре дня находилось во гробе. Это событие воспоминается Церковью в субботу шестой седмицы Великого Поста — "Лазареву субботу". Первосвященники иудейские, составившие заговор на Спасителя, хотели убить и праведного Лазаря, "потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса" (Ин. 12, 11). Спаситель сохранил Своего "праведного друга" (Ин. 11, 11) — в течение 30 лет после своего воскресения благовествовал святой Лазарь и мирно отошел ко Господу в сане епископа Китийского на Кипре. Во время своего епископского служения праведный Лазарь был удостоен посещения Божией Матери, отправившейся к нему по бурному Средиземному морю на обычной тогда триреме (гребном парусном судне). Прибыв на Кипр, Божия Матерь подарила святому епископу вышитые Ею омофор и поручи. Мощи праведного Лазаря, обретенные в Кити, помещались в мраморном ковчеге с надписью: "Лазарь Четверодневный, друг Христов". В 898 году повелением византийского императора Льва Мудрого (886-911) святые мощи угодника Божия были перенесены в Константинополь и положены в воздвигнутом в его честь храме.

 

Фотолетопись и подготовка текста:  Нафанаил.

 

 

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

Спасскому монастырю передана икона преп. Серафима Саровского с частицей его святых мощей

В Иверском храме Спасского монастыря состоялась торжественная встреча иконы святого преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей.

В первый день Успенского поста митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

В первый день Успенского поста митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

14 августа, в праздник происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска.