Митрополит Феофан в программе «Один на один» телеканала «Репортёр»

В канун праздника Крещения Господня Митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан стал героем программы «Один на один» телеканала «Репортёр». С Главой Митрополии беседовала автор и ведущая телепередачи Ирина Колоткова.

- Здравствуйте, Владыка! Освящение вод реки Волга – чья инициатива, и кому это нужно?

-Это была моя инициатива, и это нужно для всех, не только для симбирян. Волга – символ величия России. Освящение вод этой реки не только символ сопричастности празднику самих симбирян, это событие имеет серьезное значение в духовном плане для всего русского народа.

- А поддержку своих идей со стороны прихожан вы чувствуете?

-Дело как раз в том, что именно люди этого хотят. Инициативы сами по себе бесполезны. Любая инициатива важна тогда, когда она востребована и имеет отклик у народа.

- Вы не раз подчеркивали в своих выступлениях, что очень рады тому, что судьба привела Вас в Ульяновск. Почему? Что привлекло Вас в Ульяновске – то, что это стабильный, тихий регион? Или Вы здесь видите скрытые резервы?

- Причин много. Симбирск – это действительно родина талантов. Достаточно вспомнить Карамзина, Гончарова, Языкова, Пластова, политических деятелей… К ним в обществе относятся по-разному, но факт есть факт - это и Ульянов, и Керенский.

С другой стороны, Симбирск - это, если хотите, центр России. Самара, Казань, Пенза, Нижний Новгород – все рядом. Мне интересно было здесь поработать. Так сложилась жизнь, что в основном я трудился в Зарубежье. Но и в России тоже пришлось, причем, в самые трудные годы. 10 лет я был заместителем нынешнего Патриарха. Занимался организацией международных переговоров с главами государств и ведущими политическими деятелями.

Мне не хватало глубинки. Я все время был в бурлящем котле. Под вечер своей жизни мне захотелось спокойно осмыслить имеющиеся наработки, реализовать их, передать опыт, который я имею.

С другой стороны, я всегда мечтал вернуться сюда, в Симбирск. 50 лет назад я служил здесь в армии, и с тех пор этот край запал мне в душу как какой-то особый, благодатный уголок России.

- Вы служили и в Беслане. Что самым опасным считали вы тогда для себя?

- Вы должны понимать, что я не служил в конкретно Беслане. Я был управляющим Ставропольской и Владикавказской епархией. В нее входили тогда Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Чечня, Дагестан, Азербайджан и Северная Осетия. Это была очень большая территория. Но, когда случилась беда в Беслане, я через 40 минут был в школе.

Беслан, для меня, не просто трагедия России, это передел всей моей жизни: до Беслана и после. 52 часа изменили её и раскололи. На своих руках я выносил убитых и раненых детей. Я видел ад зла. Это тяжелое воспоминание, и тяжелый крест для всей России.

Сейчас в мире тоже неспокойно. В Париже произошел террористический акт. Но Россия за свою историю перенесла много больше. И, к великому сожалению, мировое сообщество реагирует очень мало на наши беды...

- Или избирательно.

- Да, или очень избирательно. В Европе считают, что они «белая кость», а мы – там, где-то ближе к азиатам, страна, наподобие Зимбабве. Человечество должно сострадать вместе, только тогда оно победит зло.

- Вопрос о строительстве, вернее возрождении разрушенных храмов. Чего больше здесь: модной тенденции или веления души? Может быть, это все-таки дань моде?

- Я думаю, что это пробуждение. Я все время повторяю одну известную фразу: стоящие в поле, в селе, в городе, разрушенные храмы - немое обвинение варварству нашего народа и в целом стране. Пока общество не поймет, что ценности, на которых воспитывались столетиями целые поколения, необходимо восстанавливать, оно - нездорово.

Я не соглашусь, что это модный тренд. Да, может и есть часть людей, кто хочет таким образом показать себя, но есть и те, кто бескорыстно, не требуя славы и огласки, хочет возродить порушенные храмы и делает это.

- И таких больше?

-Да, таких больше. Ко мне уже не раз подходили люди со словами: «Это наши предки разрушили и наш долг восстановить храм». Такие примеры - лицо нашего народа, его нравственного здоровья.

- Тонкая грань, что разделяет государство и религию настолько хрупка, что один неверный шаг может отбить желание верить во что-либо в принципе. Взять, к примеру, уроки православной культуры в общеобразовательных школах. Они должны быть обязательными или альтернативными?

- Давайте разберемся. Есть постановление Правительства РФ, которое предлагает для преподавания шесть предметных модулей. Четыре - это основы традиционных культур: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Еще два – основы светской этики и основы мировых религий. И право выбора одного из этих направлений сохраняется за детьми и их родителями. Выбор добровольный! Я хочу это подчеркнуть. Этот выбор они должны сделать, в том числе, и с участием представителей религиозных конфессий. Педагоги не должны навязывать свои директивы. Эта схема закреплена законодательно.

- Но ведь как часто учителя и директора, аргументируя тем, что у нас светское государство, принимают решение сами!

- Да, вы правы. И это - грубейшее нарушение. У меня уже запланирован ряд встреч с директорами школ и гимназий Ульяновска, где мы будем поднимать эту тему. Ни в коем случае ни педагоги, ни руководство учебных заведений не должны отнимать право выбора у детей и родителей.

И еще. Преподавание этого предмета - вопрос не сугубо религиозный. Это не основы православия как такового, не путайте! Верить или нет – дело каждого. Как называется предмет? Основы православной культуры. Дети должны знать культуру, веру своего народа, свои традиции. Они имеют на это право.

Другой вопрос. Нас часто пугают, что возможность альтернативы в изучении основ религиозных культур вызовет некий антагонизм. Антагонизм возникает из-за невежества, когда мы не имеем духовной культуры в принципе. Зная свою веру, будешь уважать веру других.

- А появятся ли в области православные гимназии?

- Да, мы говорили об этом с Губернатором, и это, практически, решенный вопрос. Мы работаем над этим. Если люди хотят воспитывать своих детей в православных гимназиях, то такие учебные заведения обязательно должны быть. При этом они должны быть общедоступными. Сейчас в Ульяновске есть одна, но она находится не в ведомстве епархии, поэтому обучение там достаточно дорого и доступно лишь единицам. Ситуацию надо менять.

- Владыка, Вы Маинский детский дом вы взяли под свою опеку. В чем она будет выражаться, почему только этот, а не все детдома?

- По возможности, мы будем заботиться обо всех детских домах, а Маинский, когда я побывал там, на меня произвел очень позитивное впечатление. Порадовало отношение педагогического состава к детям. И сами детки тоже. Там есть разные дети, в том числе, с замедленным развитием. Поэтому мы будем их не просто навещать, возможно, будем организовывать поездки - совершать паломничества. Что такое шефство - это внимание.

- Что Вас беспокоит больше всего сегодня в состоянии нашего современного Российского общества?

- Многое. Я представитель религии, поэтому больше всего меня беспокоит нравственное состояние общества. Мы все время говорим о демографии, но понимание брака у нас девальвировалось. Гражданский брак – что-то непонятное… Поживем, попробуем, получилось, не получилось… а в браке главное - дети. Также беспокоит проблема наркомании и пьянства.

Я 20 лет работал заграницей, и нигде нет такого количества девочек, что с сумочками на дорогах стоят… С депутатом одним разговаривал, он всё спорил в Государственной Думе, ратовал за свободу самовыражения, а я его спросил: «Хотел бы ты, чтоб твоя дочь так самовыражалась?» Он говорит: «Нет, моя дочь так не будет». Будет! Еще как будет! Я знаю многих высокопоставленных чиновников, у которых дети попадали в плохие компании и истории. Общество должно выздороветь.

И еще меня поражает странная тенденция оплевывать свою страну. Свою Родину, относиться к ней с каким-то сарказмом. К счастью, она присуща не всем, лишь некоторой части нашего общества, но эта часть наиболее криклива. С наслаждением такие люди подхватывают любую новость, неблагоприятную для нашего Отечества, и начинают муссировать её.

- Может это зависит от разочарования и неверия?

- Это от многого зависит. Разрушены основные нравственные ценности и ориентиры. Богатство сделали главным идолом человечества, заветной мечтой, в то время, как нравственное здоровье нации – главное для нас сейчас, особенно в это трудное время. И мы все должны это понять.

Никакие экономические перспективы, даже самые хорошие, не могут нас сделать счастливой страной. Впрочем, как и трудности, которые, к сожалению, есть. В трудные времена, перед лицом опасности для своего Отечества, народ сплачивается, и не боится этих трудностей.

- Спасибо, Владыка!

Пресс-служба Симбирской Митрополии

Фото 1.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 6.


Все новости раздела




Новости митрополии

В Спасском монастыре освящен храм преподобномученицы Екатерины (Декалиной)

В Спасском монастыре освящен храм преподобномученицы Екатерины (Декалиной)

18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день предпразднства Преображения Господня, в Симбирске был освящен храм святой преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Спасского женского монастыря

На территории Воскресенского некрополя прошли мероприятия, посвященные преподобномученице Екатерине (Декалиной)

На территории Воскресенского некрополя прошли мероприятия, посвященные преподобномученице Екатерине (Декалиной)

17 августа, в день прославления преподобномученицы Екатерины (Декалиной), на территории Воскресенского некрополя прошли памятные мероприятия.