«Носите тяготы друг друга». Митрополит Феофан - о семейных ценностях

1 апреля Глава Симбирской Митрополии встретился со слушателями православных образовательно-просветительских курсов «Институт семьи» в Ульяновской областной библиотеке им. С.Т.Аксакова.

Курсы начали свою работу в октябре прошлого года в рамках соглашения о сотрудничестве между библиотекой и Ульяновской региональной общественной организацией  «Симбирский Центр православной культуры».

«Идея открытия курсов «Институт семьи» принадлежит нам, - пояснил председатель  Центра Денис Макаров. – На базе областной библиотеки проект получил успешную реализацию».

Кстати, это уже не первый шаг на пути к созданию здоровой семьи. 5 лет назад, по инициативе губернатора Сергея Морозова, при областной библиотеке Аксакова был создан «Центр духовно-нравственного развития детей и молодежи».

«Занятия в «Институте семьи» проходят каждую среду в 17.30. Их цель – сохранение и укрепление семьи на основе традиционных духовных ценностей, - пояснила куратор курсов Наталья Кирпичева. - Основная аудитория – молодежь от 25 до 30 лет и люди среднего возраста. Большинство слушателей пришли сюда в надежде на помощь, поскольку отношения в семье близки к разводу или продолжительное время сохраняются напряженными».

Встреча слушателей курсов с Митрополитом Феофаном прошла в формате открытого диалога и была посвящена теме духовного состояния современной российской семьи. Акцент был сделан на христианском пути оздоровления внутрисемейных отношений.

В ходе беседы Владыка ответил на вопросы участников встречи, рассказал о том, как нужно строить крепкую семью на примере своих многодетных родителей, явившихся для него образцом христианских добродетелей. 

Первый вопрос, прозвучавший из зала, касался проблем семьи и «свободных отношений».

- Скажите, Владыка, почему сейчас в семьях так много проблем? Почему так много разводов?

- Сейчас, к сожалению, пороки в интимных отношениях представляются в виде чего-то манящего, и этот внешний соблазн очень распространен. С другой стороны, молодежь захватывает цинизм. И мы видим то, что происходит: мы потеряли смысл Богом данного закона.

В чем причина распада семей? Я уже даже не говорю о том, что нет религиозной мотивации к вступлению в брак. Часто молодые люди хотят найти себе супруга, слепив в уме образ будущего возлюбленного. Нередко он бывает искаженным. Навязанным современным обществом. Это должен быть здоровый, красивый, богатый жених. Или невеста. Встретились и кажется - вот, мое, все соответствует. Проходит какой-то период, пожили месяц, другой, молодые люди начинают сталкиваться не с образом, а с реальным человеком, у каждого обнаруживаются недостатки.  Вот тут и начинается разочарование. Если процесс этот не остановить, он доведет до протеста, когда уже близко то, что мы называем разводом. И очень важно здесь вспомнить Евангелие: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов».

Очень важно в семейной жизни, особенно в первые годы, научиться носить тяготы друг друга. Не просто терпеть, это не тот путь, когда как в поговорке: стерпится - слюбится. Нет, нужно сознательно брать недостатки супруга, нести их, но при этом делать все, чтобы эти недостатки совместно искоренить. Тогда постепенно происходит то, что бывает особенно заметно в монастырях: люди становятся как галька, гладкими и притертыми друг к другу, обкатывая друг об друга острые углы. Так и в семейной жизни, потерпели какое-то время, понесли друг друга, глядишь, все хорошо у них. И не бояться уже вместе жить, строить быт, детей рожать.

Хотелось бы молодежи еще напомнить о надкушенном райском яблоке. Это не только девушек касается, но и парней. А то почему-то считают, что парень может как хочешь себя вести, это неправильно. Бог дал всем один закон. И чистота, и духовная, и физическая в том числе, важна для всех.

Посмотрите, что происходит. Вот свободная любовь, что это такое? Это неконтролируемые сердцем и совестью свои желания, чувства, которые в результате превратились, если назвать это христианским словом, в похоти. Вот, к примеру, элементарные физиологические потребности – мы же стесняемся их удовлетворять где ни попадя. А здесь самое святое и интимное мы превратили в позорище открытого общения и назвали это свободой. Но ведь это страшное рабство!

Если кто из вас, не дай Бог, попал под это влияние, скажем, распустил себя, то только попробуйте от этого отступить – просто так не получиться! И умом понимаешь, что поступаешь плохо, и внутреннее желание будет бросить это дело, но этот порок стал твоим вторым "Я". Как слепого котенка он будет тебя тащить обратно. Ты не хочешь, а он: «Ну еще разочек, ничего страшного». Но ведь это и страшно. Человек находиться в рабстве!

Если взглянуть на этот вопрос шире, речь здесь идет о выживании всего человечества. Мы пошли по пути самоуничтожения. Однополые браки - физиологическое извращение, болезнь, патология. А с социальной точки зрения, это тенденция самоуничтожения человечества в целом. Но даже если их в расчет не брать, а говорить просто о жизни, то вседозволенность в общении, как правило, прекращает деторождение.

Наверняка здесь есть матери, они знают - самое большое счастье в жизни это дети, как бы ни было порой трудно. И как несчастливы становятся те, кто, удовлетворяя своим похотям, развратничая, лишаются нормального человеческого счастья. Рано или поздно они подходят к той черте, когда все исчерпано. Тело, его физиология, настолько истощены, что нечем даже страсть удовлетворить. А что в этой жизни осталось? С чем жить? Куда идти? Этот вопрос о смысле личной жизни, о своей судьбе обязательно возникнет, если ты бездумно, безрассудно живешь в молодости.

Беда еще и в том, что пороки, как правило, ходят вместе. Тело, исчерпав запас прочности, перестает быть рабочей машиной для удовлетворения страстей, а душа к этому времени уже испорчена. Она требует порочных удовольствий, чего-то опять развратного. И вот тут человек кидается в пьянство, в ход идут наркотики. А дальше путь один, известный.

Молодежь часто не хочет понять - идя таким путем, теряешь смысл бытия. Зачастую они думают: «Повеселюсь до какого-то периода, ну дай Бог до 30-40 лет, а дальше буду жить нормально». Не получиться! К этому моменту человек становится как колодец, в котором все вычерпано. Детей захочешь, а их не будет. Бог не даст тебе их за твою развратную жизнь. Захочешь семьи, а кому ты такой будешь нужен?

Есть вопрос, который каждому уместно задать себе как можно раньше: «Признаю ли я Высшее начало, Бога, или нет?» Если нет, то получается, что все дозволено. Достоевский писал об этом. Это вечный вопрос. В поисках ответа можно обратиться к истории человечества. Вы не найдете ни одного племени, ни одной цивилизации за все время существования Земли, в которой бы не было понятия о Высшем начале. Посмотрите, кто в наши дни набирает силу? Мусульманский мир. Мусульмане единобожники. При этом они очень четко отстаивают свою веру и традиции. У них нет проблем с демографией. Я жил в Египте, в Ливии, Сирии, бывал в Иордании, и я знаю, о чем говорю.

При этом, самое большое количество суицидов в Финляндии и Швеции. В самых социально и экономически защищенных странах. Хлеб, зрелища – все есть, но потерян смысл жизни. Почему сейчас так расцвели секты? Они заманивают тех, кто утратил смысл бытия.

- Владыка, чтобы у детей семейная жизнь сложилась в православных традициях, нужно, чтобы их родители были верующими и воспитывали их в христианских нормах. Но как быть нам? Тем, у кого было советское детство и нет никаких понятий о Боге и православии?

- Нередко даже родители приходят к вере через детей, которых в детском садике начинают приобщать к вере. Здесь надо начинать хоть с чего-то, хоть с самого малого. Это лучше, чем ничего. Нужно начинать сеять, а уж если будем усердно трудиться и молиться, Бог даст нам и хорошие всходы. Надо говорить об этом с детьми, о том, что хорошо, а что плохо, и самому жить по заповедям, служа им примером.

- Как быть блудникам и блудницам? Написано, что они не войдут в Царствие небесное, так зачем стараться? Даже если раскаяться, то еще неизвестно, простит ли Бог.

- Прошедшая неделя Великого поста была посвящена Марии Египетской. Она вела очень порочную жизнь, но она осознала грехи свои, раскаялась и Бог простил ее. Бог все прощает. А вспомните, кто первый вошел в рай?

- Разбойник.

- Да! Только надо искренне каяться. Так, чтобы стыдно было, чтобы боль на сердце была. А не так, как мы обычно это делаем - пробурчали под нос батюшке на исповеди: «Да, 20 абортов делала, блудила...» Исповедалась и опять мужика себе пошла искать. Так не пойдет. Это лукавство. Каешься – начинай исправляться на деле.

- Что такое страх Божий?

- У нормального ребенка какой страх перед родителями? Это не боязнь наказания. Если отношения в семье любящие, нормальные, это страх оскорбить, огорчить родителей непослушанием. И страх Божий - это понимание того, что есть Бог, и, через нарушение заповедей, мы оскорбляем Бога. От этого рождается страх Божий.  Он удерживает от греха, ведь ты знаешь, что твой неверный поступок или даже просто мысль могут оскорбить Бога.

- С избавления от какой страсти нужно начинать очищать душу? Что делать, если их много и как это делать?

- Я часто привожу такой пример: вот дерево, у него есть корни, ствол, ветви и листья. У каждого человека есть древо его страстей. И, как у каждого дерева, здесь тоже есть главный корень. В принципе, человек всегда интуитивно знает свой главный грех, но не всегда себе в нем признается. У кого-то это блуд, у другого - страсть воровства. У третьего - клевета, постоянно язык чешет, если встретится с кем – обязательно всем соседям кости перемоет. А на исповеди, когда каешься, обычно все грехи перечислишь, а о главном умолчишь. Спросите свою совесть, она подскажет, что главное, с чего начинать.

- Хожу в церковь, причащаюсь, стараюсь соблюдать заповеди, но все равно срываюсь и осуждаю, особенно сноху, потому что сына люблю больше. Где брать любовь к снохе, если ее нет?

- Так в этом и заключается христианская любовь. Сына конечно любить проще, это плоть от плоти, кровь от крови ваша. А отношения со снохой - это уже борьба с самим собой.  Попробуй, прояви любовь к тому, кто, в общем-то, не такой тебе и родной. Ее надо любить, как свою дочь. Вспоминаю свою семью. Я принял монашество, а четверо братьев были женатые. И мать всегда становилась на сторону снох. Говорила: «Ты знаешь, Коль, лучше твоей Шурки никого нет! Посмотри, какая она терпеливая, а ты - болтун, и выпьешь иногда». Все жили, никто не разошелся, и братья всегда благодарили мать за то, что таким отношением она укрепляла их семьи, помогала хранить мир и согласие.

- Жена неверующая. Как дома молиться если она ехидничает?

- Ну вот как молиться, если трамвай под окнами проехал? Прогремел, отвлек. Ну куда его денешь? Стой, терпи, опять молись. И жена потом привыкнет. Только терпение поможет, другого пути нет. И не просто терпение, а должно быть смирение с твердостью. Не надо сердиться, презирать, обижаться. Улыбнись, скажи: «Ну ладно тебе, потерпи жена, или давай вместе молиться. Ну что тебе, тяжело что ли?» И молись дальше. Она поехидничает день, два, месяц, год, а потом, на пятый год, с тобой молиться будет, вот увидишь!

- Красота спасет мир, сказал Достоевский, насколько в современном мире возможно воспроизвести красоту отношений между мужчиной и женщиной в том виде, каком их задумал Бог?

- Во всей полноте, конечно, невозможно. Мы не имеем уже той природы, которую имел первозданный человек. И относительно того, какими были отношения между мужчиной и женщиной до грехопадения, мы можем только догадываться. Даже понятие о рае, как о саде, адаптировано к нашему человеческому пониманию. Нам же надо его как-то выразить. Поэтому однозначно представить ту красоту отношений нам не дано.  Но Бог нам дал заповеди. Через них, через терпение мы можем приблизиться хотя бы к частичке той любви, которая должна быть.

- Спасибо, Владыка, за беседу!

В завершении встречи Митрополит Феофан подарил ее участникам два десятка экземпляров новой книги профессора Московской духовной Академии Алексея Осипова «Бог».

Пресс-служба Симбирской митрополии

Фото 1.
Фото 1.
Фото 2.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 10.
Фото 11.
Фото 11.
Фото 12.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 21.


Все новости раздела




Новости митрополии

Продолжаются работы по благоустройству Воскресенского некрополя

Продолжаются работы по благоустройству Воскресенского некрополя

Благотворительный фонд «Возрождение Воскресенского некрополя» продолжает работу над благоустройством территории старинного городского кладбища и созданием парковой зоны возле Воскресенской церкви.

В Центре иппотерапии им. Флора и Лавра прошел фестиваль для детей с ОВЗ

В Центре иппотерапии им. Флора и Лавра прошел фестиваль для детей с ОВЗ

В Центре иппотерапии им. Флора и Лавра рабочего поселка Новая Майна прошел «Поверь в себя» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Фестиваль «Поверь в себя» реализовывался в рамках одноименного проекта