Воцерковление

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления, то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена. Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно новым, непонятным и несколько даже пугающим его миром. Многие говорят: "Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить необязательно". Это в корне неверно! Народная мудрость гласит: "Кому Церковь не Мать - тому Бог не Отец". Но, чтобы понять, насколько права эта поговорка, необходимо узнать, а что же такое Церковь? В чём смысл Её существования? Почему необходимо Её посредничество в общении человека с Богом?Эта истина познаётся не умозрительно, но опытным путём.

В помощь Вам, дорогой читатель, предлагаются практические советы, облегчающие вхождение в благодатный мир церковной жизни.

 

Как приготовиться к Крещению.

 Для чего Вы хотите креститься? Этот простой вопрос, как правило, вызывает недоумение. Бывает минута молчания, а потом... Многоразличные варианты. У взрослых, как правило: «надо, давно хотел и вот решил, чтобы быть православным». Или более прозаичные: что-то стал болеть, не везёт в последнее время, колдуют на меня, или родственники уговорили.  Редко кто читал Евангелие, уверовал и понял что во Христе полнота Жизни! Что Христос – есть  сама Жизнь!  Почти то же самое  с  крещением  детей:  «так положено,  чтоб не болел, у нас все крещенные... и т. д.». Но разве крещеные не болеют? Разве не умирают?

  Так для чего же нам надо креститься?
Для того, чтобы войти в Небесное Царство и там остаться! Даже если здесь на земле тебе придется страдать и болеть!

   Принятие Таинства Крещения должно быть связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином - это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Иисус Христос говорил своему ученику Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». (Евангелие от Иоанна 3;5).

Совершение Таинства Крещения не должно восприниматься в отрыве от церковной жизни. Ибо Крещение открывает дверь к самому главному Таинству – Святому Причащению, а преподаётся это Таинство в церкви.

Христиан называют воинами Христовыми и у христиан есть оружие - пост, молитва, церковные Таинства. Каждый воин должен уметь профессионально владеть оружием, чтоб не стать жертвой противника. У христиан один враг – диавол и его можно победить только силой Иисуса Христа, которая даётся христианам в церковной жизни. В духовной войне, как и в обычной, бывают раненые и убитые, бывают трусы и предатели, поэтому надо помнить, что не все крещёные попадут в рай. Христианин должен в течение всей своей жизни иметь решимость хранить верность Христу и Церкви, и если нужно отдать свою жизнь. Если крестится ребёнок, то все обещания верности Христу произносит восприемник и на его плечи ложится крест духовного воспитания этого ребенка. Нужно постараться сделать так, чтобы этот ребенок как можно позже увидел грех в своей жизни. Тогда под действием святых церковных Таинств и молитв у ребёнка разовьётся крепкий иммунитет к греху. В Крещении человек избавляется от первородного греха и всех грехов, совершенных в своей жизни. Иными словами приходит в храм грешным, а уходит святым. Проклятие смерти более не властно над ним, ибо человек в Таинстве Крещения соединился с Иисусом Христом через Его смерть и Его воскресение.

Для принятия крещения необходимо два условия:

1. ВЕРА. (Вера и доверие к Господу Иисусу Христу и его святой Церкви).

2. ПОКАЯНИЕ. (Полное покаяние, как отказ от прежней греховной жизни без церкви и без Бога. Осознание того, что за всяким грехом стоит диавол, и отречение от него и всякой его силы).

 Крещение есть Таинство, совершаемое Христом через священника, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду и при призвании Имени Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Таинство Крещения совершается только один раз в жизни человека и ни при каких обстоятельствах не повторяется, потому что «крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды».

Крещаемый становится частью единого тела Церкви. Взрослому, хотящему креститься, надо: стараться посещать вечерние богослужения и первую половину Литургии до возгласа «Изыдите оглашенные, изыдите». Прочитать Святое Евангелие (хотя бы одного Евангелиста), знать 10-ть Заповедей Ветхозаветных и 9-ть Блаженств Новозаветных (Евангелие от Матфея гл. 5). Знать молитву «Отче наш», уметь прочитать «Символ Веры» (в Православном молитвослове в утренних молитвах). При чтении Евангелия рекомендуется обратить особое внимание на 5,6,7 главы Евангелия от Матфея, где Господь нам дает совершенный Закон. Перед крещением рекомендуется три дня постится и читать молитвы «Отче наш», «Символ Веры», 50-й псалом, утром и вечером. Живущем в супружестве воздержаться от супружеского общения. На Крещение прийти в чистой, желательно светлой одежде. (Меру поста и как читать молитвы лучше обсудить со священником). После Крещения не придаваться пьянству или другим греховным порокам.

При Крещении детей: Родители должны быть крещенные и исповедовать Православную веру, иметь восприемника для ребёнка (крестного), как правило для девочки женщину, для мальчика мужчину. Крестным может быть только человек, крещёный, исповедующий Православную Веру, достаточно взрослый (дети не могут быть крестными других детей).  Крещение младенцев началось с древних времен. От них конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников (крёстных), на которых лежит святая обязанность научить крестников истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни.

 Сам Господь велел приводить к нему детей «Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». (Евангелие от Луки гл.-18,стихи-15-16)

 В то же время все христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни.

 

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него перед Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином. Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом - исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное — крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении. Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше. Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.  

 

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум - два восприемника. Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в Таинстве Крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством. Не могут стать крестными живущие в «гражданском» браке.

 Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное - не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

 Что крестные должны дарить на крещение крестнику?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

 

 

Вам хочется исповедаться, но как это сделать? 

 

Вы первый раз пришли в храм. Вам хочется исповедаться, излить свою душу, причаститься Святых Христовых Тайн. Но как это сделать? Все незнакомо, ново и поэтому даже кажется страшным. Чтобы помочь вам, мы приведем некоторые советы и рекомендации, являющиеся результатом многолетней священнической практики. Первая в жизни исповедь – это чрезвычайно важное и ответственное событие для каждого человека. Это своего рода Рубикон, за которым должна начаться совершенно иная, духовная жизнь. Приход на исповедь означает, что христианин многое осознал и понял, переоценил свои былые идеалы и стремления, что он решил начать новую духовную жизнь. При этом происходит своего рода внутренний переворот, ломка многих установившихся стереотипов мышления и поведения. Это процесс сложный и зачастую довольно болезненный. Поэтому, для церковной исповеди христианин созревает далеко не сразу.

Редко кто первый раз, придя в храм, сразу идет на исповедь. Обычно, человек вначале просто ходит в церковь, стоит, молится, думает, наблюдает за окружающими. Постепенно у него возникает желание подойти, поговорить со священником, поисповедоваться. Когда такое желание возникло, новообращенному просто необходимо ему последовать, ибо это голос Ангела-хранителя, призывающий  к таинству По­каяния. Если не послушать этот голос, то желание по­каяния, возникшее под воздействием призывающей благодати Божией, может отойти, и неизвестно когда еще Дух Святой снова начнет призывать грешника ко спасению. Поэтому, когда появилась потребность в исповеди, нужно безотлагательно начать к ней готовиться.

Лучше всего заранее договориться со священником о времени исповеди. Лучше приходить в  будний день, когда на службе бывает немного исповедников. Или узнать у священнослужителей день и время, когда можно полно исповедоваться.

Также нужно стремиться попасть на первую исповедь к более опытному (скорее всего пожилому) священнику, заранее узнав, в какой день и час, он будет исповедовать. До принятия таинства исповеди следует несколько раз посетить выбранную церковь, привыкнуть, освоиться в ней. Не следует искать именно знаменитых, прославленных духовников, поиск именно "прославленных" может свидетельствовать о наличии в вас определенной гордыни: "Уж если мне идти, так к особенному". Избегайте таких чувств с самого начала. Помните, что когда вы первый раз соберетесь на исповедь - вас, как правило, будут ожидать искушения. Падший дух не даст вам без борьбы вырываться из-под его власти. Искушения, как правило, бывают внешние, внутренние и по пришествии в храм. Когда вы начнете ходить в церковь и соберетесь на исповедь, вас могут неожиданно атаковать самые близкие люди. Например, через отца, мать или других близких враг рода человеческого будет всячески отговаривать вас ходить в церковь, говорить, что это дело темных, глупых или слабых людей, просить не делать этого. В день первой исповеди может возникнуть невообразимое количество неотложных, в том числе и хозяйственных дел. Накануне вам могут начать звонить давно забытые друзья, предлагать встретиться, выпить. Может испортиться самочувствие, могут появиться болезненные симптомы. Накануне исповеди может также появиться неверие, хульные помыслы, отчаяние, кто-то подсознательно может внушать вам, что усилия ваши бесполезны, что лучше оставить все как есть. Не исключено появление сильного раздражения и особенно блудных помыслов. Не обращайте внимания, знайте: борьба за вашу душу началась! Когда вы придете в церковь для исповеди, также будьте готовы к искушениям. Во-первых, вам может казаться, что на вас все как-то по особенному смотрят. Во-вторых, вас все может начать раздражать. Не так сказали, не так отнеслись, не так поклонились. Кроме всего прочего, вас действительно могут начать "доставать", скажем мягко, женщины пожилого возраста. Они будут делать замечания, толкать, бурчать. Будьте мужественны! Помните, кто стоит за всем этим, не поддавайтесь и ни за что не уходите из храма. Когда вы преодолеете все эти препятствия и подойдете к исповеди, помолитесь про себя ко Господу и попросите Его, чтобы Он раскрыл вашу душу для духовника, чтобы священник сказал все, что угодно Богу сказать вам сегодня. И знайте, что по "вере вашей и будет вам". Придя на исповедь, не надейтесь на свою память.  Помните: от переживаний, страха перед неизведанным и просто под воздействием падших духов, вы можете забыть все, что приготовили дома. Поэтому держите перед собой составленный заранее список ваших грехов. Не мямлите и не запинайтесь, старайтесь ясно и четко исповедовать свои грехи. Берегите время священника и других исповедников, помните, что, кроме вас, еще много людей хотят приобщиться к этому Таинству.

 

Как правильно исповедоваться.

Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе.

Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом.

Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: не хочу смерти грешника (Иез. 33; 11). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1; 15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15; 10).

В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15; 7). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно.

Надо просить у Господа дар – видеть свои грехи, поскольку, по словам апостола Иоанна, Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1; 8, 9). Плод покаяния – примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей.

Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в Таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.

Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя.

Это происходит следующим образом.

1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию.

2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь.

3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался.

Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности.

 

 

 

Я  хочу  правильно  подготовиться ко  Святому  Причащению! 

 В момент Святого Причащения христианин принимает в себя истинную Плоть и Кровь Господа Иисуса Христа под видом хлеба и вина (Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя… Ин 6. 51),  поэтому желающий причаститься должен достойно приготовиться к этому Святому Таинству. Приготовление это (в церковной практике называется говением) продолжается несколько дней (3-7) и касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу приписывается воздержание, т. е. телесная чистота и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения: мясо, молоко, яйца и при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужение в храме, если позволяют обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто совсем не читал молитвы утренние и вечерние, тот пусть начнет читать их (эти молитвы есть в любом молитвослове). Кто обычно читает не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает всё полностью. Кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону (Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Животворящему Кресту Господню, Иоанну Крестителю, Святителю Николаю Чудотворцу).

Накануне причащения надо быть на вечернем богослужении и прочитать дома:

1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице

3. Канон Ангелу Хранителю

4. Последование ко Святому Причащению (все эти молитвы есть в полном молитвослове).

Если эти молитвы тяжело прочитать за один вечер, то можно вычитывать их в период говения (3-7) дней. Кто пожелает, может вычитать акафист Иисусу Сладчайшему. После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято  приступать к Таинству натощак. Курящие также не должны курить. (Если болезнь или иные обстоятельства не позволяют держать пост, необходимо спросить у священника благословение на послабление поста).

Святое Причастие преподается христианам на богослужении, которое называется ЛИТУРГИЯ. Совершается только в утренние часы. Приходить на богослужение должно заблаговременно, заранее узнав, во сколько  и в каком месте будет совершаться Таинство ИСПОВЕДИ.  Ко Святому Причастию допускаются, верующие крещеные православные христиане, ТОЛЬКО ПОСЛЕ  ИСПОВЕДИ. Исключение составляют крещеные дети младше семи лет.

Если желающий Причаститься тяжело болен и не имеет возможности придти в храм, то необходимо пригласить к больному священника. Необходимым условием для Причащения при таких обстоятельствах является согласие болящего.

Детей должно приучать  молиться на Литургии постепенно, тогда к седьмому году своей жизни дети будут иметь личный опыт молитвы и к своей первой исповеди подойдут осознанно и ответственно.

 

Я  ХОЧУ  ПРАВИЛЬНО  ПОСТИТЬСЯ!

Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище.

Здесь можно различать 6 ступеней физического поста:

1) отказ от мясной пищи,

2) отказ от молочной пищи,

3) отказ от рыбы,

4) отказ от пищи с растительным маслом,

5) отказ от вареной пищи,

6) полный отказ от пищи.

Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди. Для больных и престарелых более соответствует первая степень поста, о чем будет говориться ниже. Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный составляет истинный пост: можно приготовлять изысканные блюда и из постной пищи и таким образом в какой-то мере удовлетворять и свое сластолюбие, и свою алчность к ней. Надо помнить, что неприлично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом сладко и обильно, хотя бы и формально постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если человек будет вставать из-за стола с вкусными постными блюдами да еще с чувством обременения желудка. Здесь мало будет жертв и лишений, а без них не будет и истинного поста. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» — взывает пророк Исайя, обличая иудеев, лицемерно соблюдавших обряды, но сердцем далеких от Бога и Его заповедей (Ис. 58, 3). В некоторых случаях больные христиане заменяют себе сами обычный пост в пище постом «духовным». Под последним часто понимают более строгое внимание к себе: соблюдение себя от грехов — удержание себя от раздражительности, осуждения, ссор и т. п. Все это, конечно, хорошо, но разве в обычное время христианин может позволять себе грешить, или раздражаться, или осуждать и т. п? Совершенно очевидно, что христианин должен всегда «трезвиться» и быть внимательным, предохраняя себя от греха и всего того, что может оскорблять Духа Святого. Если же он не в силах удержать себя, то, вероятно, это будет иметь место в равной степени как в обычные дни, так и в посту. Отсюда, замена поста в пище на подобный «духовный» пост — это чаще всего самообман.

 Поэтому в тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет. Например, откажется от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, будет подбирать пищу так, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням и т. п.

 Если же христианин по старости или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то он может хотя бы несколько ограничить ее в постные дни. Например, не есть мясного. Словом, в той или иной мере все же приобщиться к посту. Некоторые отказываются от поста из-за боязни ослабить свое здоровье, проявляя при этом болезненную мнительность и маловерие, и стремятся всегда обильно питать себя скоромной пищей для достижения хорошего здоровья и для поддержания «упитанности» тела. И как часто они-то и страдают всякими заболеваниями и расстройствами внутренних органов. Господь велит скрывать свой пост от окружающих (Мф. 6, 18). Но от ближних христианину, может быть, не удастся утаить свой пост. Тогда может случаться, что близкие и родные вооружатся на постящагося: «Пожалей себя, не мучь себя, не убивай себя» и т. п. Мягкие вначале разговоры родных затем могут перейти в раздражение и упреки. Дух тьмы восстает против постящегося через близких и приводит против поста доводы и посылает соблазны, как некогда он пробовал это сделать с постящимся в пустыне Господом. Пусть заранее предвидит все это христианин. Пусть не ждет он также, что, приступив к посту, он сразу будет получать какие-либо благодатные утешения, теплоту на сердце, слезы умиления и горячность в молитве. Это приходит не сразу, это надо еще заработать борьбой, подвигом и жертвами: «Служи мне, и потом ешь и пей сам», — говорится  в притче  рабу (Лк. 17, 8). Те, кто проходил пути сурового поста, свидетельствуют даже об ослаблении иногда в начале поста чувств к молитве и притуплении интереса к духовному чтению и т. п. Пост — это лечение, а последнее бывает часто нелегко. И как лишь в конце курса лечения можно ждать здоровья, так и  от поста  не сразу можно ждать плодов Духа Святого — мира, радости и т. п.

 

Составил протоиерей Николай Архангельский

 

Новости митрополии

В Симбирск прибудет крестный ход с иконой Божией Матери «Державный Покров»

В Симбирск прибудет крестный ход с иконой Божией Матери «Державный Покров»

26 июля в Ульяновск прибудет крестный ход «Большая Россия», который с 12 июня шествует по территории нашей страны. Протяженность крестного хода около 30 000 километров. Большую часть пути участники преодолевают на автомобилях.

Симбиряне приглашаются на экскурсию по Воскресенскому некрополю

Симбиряне приглашаются на экскурсию по Воскресенскому некрополю

В субботу, 29 июля, состоится первая в этом году экскурсия по Воскресенскому некрополю. Экскурсию проведет ведущий специалист Государственного архива Ульяновской области, автор рубрики «По улицам Симбирска» газеты «Православный Симбирск» Антон Шабалкин.