В данном разделе размещается информация по праздникам Православной церкви с краткими богослужебными текстами, а так же духовные поучения святоотеческой литературы.

Электронную версию молитвослова, вы можете открыть перейдя по ссылке.

Господские и Богородичные праздники


Петров Пост

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы.

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских:

«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

Петров пост не так строг, как Великий, предваряющий Светлый праздник Пасхи. Однако и он имеет свои ограничения в употреблении еды. Во время Петрова поста следует воздерживаться от пищи животного происхождения. Это касается прежде всего мяса. Также нужно воздерживаться от молочной продукции и яиц. Соответственно, - от блюд, в рецептуру которых всё это входит.

Постный стол - по дням недели:

Понедельник: сухоядение (хлеб, сырые овощи и фрукты), горячая пища без масла.

Вторник: растительная пища с маслом, рыба.

Среда: сухоядение (хлеб, сырые овощи и фрукты).

Четверг: растительная пища с маслом, рыба.

Пятница: сухоядение (хлеб, сырые овощи и фрукты).

Суббота: растительная пища с маслом и рыба.

Воскресенье: растительная пища с маслом и рыба.

Кроме того, в дни памяти великих святых или храмовых праздников в рацион можно добавить рыбу. К примеру, её можно есть на праздник Рождества Иоанна Предтечи – 7 июля – независимо от того, на какой день недели эта дата приходится.

Наставление прп. Серафима Саровского о посте.


Пост состоит не в том только чтобы есть редко но в том чтобы есть мало; и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы предается ненасытному вкушению и телом, и умом В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, а разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему. «Блажени алчущие яко тии насытятся» (Матф. 5, 6).
Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос, пред выступлением на подвиг искупления рода человеческого, укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве они измеряли успехами в посте.
К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-по-малу способными довольствоваться самою скудною пищею. Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов, меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба.
При всем том святые постники, к удивлению других не знали расслабления, но всегда были бодры сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.
К той мере, как плоть постящегося становится тонкою и легкою, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние Чувства точно закрываются, и ум, отрешаясь от земли, возносится к небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.
Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всем, или лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей. «Могий же вместити, да вестит» (Матф. 19, 12).
Пищи употреблять должно каждый день только чтобы тело укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели; иначе может быть и то, что при изнеможении тела, и душа оелавеет. По пятницам средам, особенно ж в четыре поста пищу, по примеру отцев, употребляй один раз в день, - и Ангел Господень прилепится к тебе.

Все новости раздела




Новости митрополии

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы

"Если мы любим Матерь Божию, если мы любим Господа, то значит мы должны отдать им самое дорогое, что у нас есть –нашу жизнь, наше сердце."

В Симбирске открылась православная выставка

19 сентября в Торгово-развлекательном центре «Спартак» (ул. Железной дивизии, д.5б) открылась выставка-ярмарка «Православная седмица». Открытие возглавил протоиерей Дмитрий Фомин, секретарь Симбирской епархии. После молебного...