Протоиерей Дмитрий Савельев: лучшая награда для христианина – быть другом Божьим

Слово ключаря Спасо-Вознесенского кафедрального собора города Симбирска в день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся.

 – История праздника Дня памяти мучеников, в Севастийском озере пострадавших,  направляет нас в далекий четвертый век. В 313 году между византийскими императорами Константином и Ликинием был подписан Миланский эдикт. Согласно этому эдикту, ни одна религия в Римской империи не могла быть гонимой и не могла предпочитаться другой религии. Но, как мы знаем, гонения на христиан продолжались и после подписания эдикта.

События, которые вся полнота Церкви вспоминает 22 марта, относятся к 320 году. Через семь лет после подписания эдикта в армянском городе Севастии один градоначальник Агриколай, желая угодить императору Ликинию, который оставался убежденным язычником, заставил своих воинов и приближенных воздавать божественные почести идолам. Сорок каппадокийских воинов-христиан отказались это сделать. Тогда Агриколай воздвиг на них гонения. Воинов арестовали, заключили в темницу, судили, пытались увещевать и принудить к поклонению идолам, а впоследствии приговорили к казни. 

Но Господь защищал своих верных сторонников. Когда в этих воинов стали бросать камни, какой-то удивительной силою эти камни не попадали в жертв, а один из камней даже попал в градоначальника Агриколая. Он понял, что  Господь защищает избранных своих, и придумал для них новое испытание.

Святых мучеников раздели и поставили на лед горного Севастийского озера. Ночь в горах в это время года очень холодна. Воины страдали от холода, замерзали. Для того чтобы их мучения стали еще более нестерпимыми на берегу была растоплена баня. Страдальцам было сказано, что как только их терпение иссякнет, они могут воздать божественные почести идолам и тут же согреться в этой заранее заготовленной бани. Один из воинов, не выдержав холода, убежал со дна озера навстречу этой спасительной теплоте бани, но споткнулся возле крыльца, упал, разбил голову и умер.

Сторож, наблюдавший за мучениями христиан, увидел, что на головы умирающих от холода воинов с небес спускаются тридцать девять венцов, а тот, кто разбился на пороге бани, не имеет своего венца. Тогда сторож сам исповедал Христа Богом, разделся и побежал на лед Севастийского озера. Чудо Божие совершилось: к утру лед растаял, а мученики продолжали стоять уже не в ледяной воде. По всей видимости, Господь не желал безвестной смерти избранных друзей своих, а хотел их всеобщего прославления.

Мучеников убили, их святые тела сожгли. Последнего молодого воина-мученика по имени Мелитон мать еще живого на своих руках несла к костру, утешая его, говоря, что страдания, которые претерпели воины, не будут напрасны и Господь наградит избранных друзей своих. Этот молодой мученик, не успев доехать до костра, отдал Господу свою праведную душу и был сожжен вместе с остальными.

Это событие стало дорого и памятно всей Церкви и во дни Великого поста отмечается всеми христианами как великое торжество мучеников. Мученическая кончина воинов явила нам праздник победы любви ко Господу над слабостями человеческого тела. Каждый человек испытывает соблазны в жизни. Каждый человек проверяется на прочность – сохранит ли он верность Господу или предпочтет соблазны временной жизни, удовольствия и радости, которые на самом деле погубят душу его.

Святые сорок мучеников Севастийских показали пример великой стойкости и верности своей вере и любви ко Господу. На примере этих мучеников христиане убедились, что своим пострадавшим за веру друзьям Господь уготовал на небесах венцы. Эти мученические венцы есть высшая награда за страдания, которые терпит человек за свою веру. В Нагорной проповеди Господь говорит нам, что блаженны люди, гонимые за имя Божие. Тот, кто бывает поносим, убит и проклят за имя Божие, должен радоваться и веселиться, ибо велика награда на небесах. Самая лучшая награда для христианина – остаться другом Божиим в годину строгих испытаний. Друг Божий, человек, сражающийся в армии спасающих свои души, есть лучшее состояние души. Это состояние дает покой, мир с самим собой, чистую совесть, воодушевление и возможность в полноте принимать благодать Святого Духа в церковных Таинствах. Также это состояние души дает чувство внутренней правоты, которое всякий христианин имеет в своей жизни, когда делает правое дело. 

Мы знаем, что очень часто христиане подвергаются гонениям, но вспоминаем, как Господь Иисус Христос сказал: «Наша брань не против плоти и крови, а против мироправителей тьмы века сего и духов злобы поднебесной». Поэтому мы, восставая на наших гонителей, не чувствуем к ним вражды, не чувствуем к ним злобы. Мы не хотим их убить, но хотим, чтобы те духи злобы поднебесной, которые поражают прежде всего наши собственные души, были побеждены в этой борьбе с нашими страстями и соблазнами.

История христианства напоминает нам о том, что нередко гонители христиан, палачи и жестокие мучители сами уверуют во Господа и становятся ревностными христианами, иногда мучениками, апостолами и проповедниками веры Христовой. Аминь.    

Все новости раздела




Новости митрополии

Празднование Рождества Пресвятой Богородицы

"Если мы любим Матерь Божию, если мы любим Господа, то значит мы должны отдать им самое дорогое, что у нас есть –нашу жизнь, наше сердце."

В Симбирске открылась православная выставка

19 сентября в Торгово-развлекательном центре «Спартак» (ул. Железной дивизии, д.5б) открылась выставка-ярмарка «Православная седмица». Открытие возглавил протоиерей Дмитрий Фомин, секретарь Симбирской епархии. После молебного...