"С миром изыдем"

Слово секретаря Архиерейского совета Симбирской митрополиии иеромонаха Филарета (Кузьмина) в день Святой Пятидесятницы

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Именно так, с призыванием Отца, Сына и Святого Духа мы, православные христиане, начинаем все благие дела в нашей жизни. Именно так, с призыванием Отца, Сына и Святого Духа, начинаем мы наши молитвы. Именно так, с призыванием Святой Троицы, начинаем мы совершение самого важного, что есть, и что может быть в нашей жизни – Божественной литургии. Мы говорим: «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа». А где это Царство Отца Сына и Святого Духа, которое благословенно? Это Царство является нам здесь, в богослужении. Откровение этого Небесного Царства, происходит сейчас, в Божественной литургии. Каждый из нас с вами, христиан, должен стремиться к этому Царству. А что же говорит Христос о нем в Евангелии? Когда Христос приходит к апостолам, когда Он приближается с проповедью к ним, Он говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Царство Божие есть не пища и питие, но мир, радость и правда о Святом Духе, которая достигается во Христе Иисусе, нашем Господе, сейчас, когда мы присутствуем за Божественной литургией, когда Сам Господь призывает каждого из нас с вами стать причастником Тела и Крови Его. Это и есть Небесное Царство, потому что там, куда мы стремимся с вами, там, в Небесном Царстве, святые всегда находятся в единстве с Богом. Они всегда находятся в единстве со Христом. И об этом единстве были проповеди святых апостолов, после того как Дух Святой сошел на них в Сионской горнице. Сегодня мы с вами собрались в этом святом храме, чтобы обратить мысль свою к тем дальним временам, когда апостолы были всего лишь людьми, которые еще не понимали толком, в чем их призвание. Несмотря на то что они вместе со Христом много путешествовали, они не могли понять того, что Он говорит им. Спрашивали, не в это ли время восстанавливает Он Царство Израиля. Но на самом деле слова нашего Господа были о другом Царстве. Но на самом деле слова нашего Господа были о новом человечестве, которым мы становимся в Церкви Божией. И вот эти апостолы – а их совсем немного было, учеников его – они собираются, чтобы в единодушии вместе молиться, и в день Пятидесятницы Господь ниспосылает Духа Святого Своего на этих учеников. И с тех пор они, обладая Святым Духом, обладая благодатными Его Дарами, денно и нощно трудятся для того, чтобы насадить Церковь. Подумайте над этим. Они ежедневно  в продолжение месяцев, в продолжение многих лет переходят из одной области в другую, преодолевая огромное количество километров, сталкиваясь с постоянной угрозой для жизни. Ради чего они это делали? Ради того, чтобы всему человечеству рассказать о той великой благодати, которая дарована человечеству. Они возвещали Евангелие. И вот мы с вами, братья и сестры, собираемся так же, как и эти апостолы в одном храме. Как и святым апостолам, нам преподаются Тело и Кровь Господа. И подобно святым апостолам некогда и нам был ниспослан Святой Дух. Он был подан каждому из нас после Таинства Крещения в Таинстве Миропомазания.  Поэтому и мы с вами – ученики Христа. Мы с вами – апостолы Христа в этом мире. Мы с вами подобно им призваны к постоянной проповеди. Как осуществлять эту проповедь? Кто-то может сказать, что мне не дан дар слова. А кто-то может сказать, что у меня нет возможности переходить из одного города в другой. Многое можно сказать, но мы-то с вами знаем, что проповедь совершается делом в первую очередь, жизнью христианской. Проповедь не в словах. Говорить можно очень долго, красиво, замечательно, этому можно научиться. Но невозможно научиться передавать дар христианства делом. Если живешь ты как христианин, то человек, который рядом с тобою, должен удивляться твоей жизни и говорить: «как замечательно живут христиане! Я хочу так же жить». В этом основная задача проповеди. Так поступали апостолы, так поступали мужи апостольские. Так поступали все христиане древней Церкви, которые бок о бок жили с язычниками. Они своим собственным примером, своей жизнью призывали других людей быть христианами, быть со Христом. Они показывали, что это такое на самом деле. Мы, к сожалению, очень часто остаемся христианами на словах. Но каждому из нас с вами всегда подается возможность к исправлению, ибо Господь любит каждого из нас с вами и всегда готов дать нам шанс к покаянию. Нужно воспользоваться этим, нужно услышать слова Христа «покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Сейчас закончится Литургия, и мы все с вами пойдем в свои дома. Будем встречаться с нашими друзьями близкими и дальними, иногда даже с незнакомыми людьми. Что должны мы вынести из этого богослужения? Замечательные слова: «С миром изыдем». Мы должны мир вынести из церкви, с нашего собрания и перенести его в окружающую действительность. Мы должны этот мир христианский подарить другим людям. Вот тогда это будет настоящей проповедью. Вот тогда мы с вами будем настоящей Церковью. Мы очень часто говорим: «Я пойду в церковь», подразумевая под этим стены храма, называя церковью некое строение. Но Церковь-то, братья и сестры, это мы с вами. Церковь – это все мы, от патриарха до последнего пономаря в храме. Каждый человек может быть единым со Христом. Где двое и трое собираются во имя Христа, там Он посреди них. Вот что есть Церковь. Церковь – это благодатное единство человека и Бога. Каждый из нас – часть большой, единой, неделимой Церкви. Каждый из нас с вами ответственен за то, что происходит в Церкви, что случается с Церковью. Каждый из нас с вами должен в меру своих сил и возможностей влиять на положение Церкви, помогать Церкви. Какая эта Церковь, о которой я говорю? Если вы молитесь каждое утро, то вы знаете, что в правиле существует Символ веры. Мы говорим, что мы веруем во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Кто из нас задумается, что такое единство? Что такое святость, соборность или апостоличность Церкви нашей? Мы говорим, что Церковь едина, но мы знаем, что у нас очень много разделений – как же так? Ведь часто бывает так, что даже внутри самой Церкви люди друг друга не любят. Люди живут не единством, а разделением и призывают других к этому. Как с этим быть?  На это отвечает нам Церковь, что единство зиждется на самой личности Иисуса Христа. И всякий, кто со Христом, тот в Церкви, тот един. Всякий же человек, который сеет нечто противное единству, тот от этого единства отсекается. Сначала, быть может, незримо, а затем и видимым образом. В Церкви можем находиться все мы. Церковь свята, но при этом каждый-то из нас грешен. Но Церковь освящается самим Христом. Церковь животворится Духом Святым. Какими бы мы с вами ни были грешными людьми, приходя сюда, в храм Божий с покаянным искренним чувством глубокого раскаяния, мы же можем приблизиться к Богу. Мы же можем быть с Ним святым, приобщаясь Святого Тела и Крови Его, которая очищает нас от всякого греха. В этом святость Церкви, ибо свят Господь Бог наш. И всякий, кто к Нему движется, тоже становится близким к святости. Церковь соборна, потому что здесь важен каждый человек, кем бы он ни был – епископом, священником, диаконом, просто мирянином. Церковь соборна, и поэтому все, что случается в Церкви, случается в единстве человеческого и божественного мнения, ибо «Изволися Духу Святому и нам»  –  говорили апостолы. Церковь соборная, вселенская, она простирается от одного края земли до другого вне зависимости от времени и пространства.  И ходя в церковь здесь, в России, мы исповедуем ту же веру, что и распространяли святые апостолы по Римской империи. В этом апостоличность Церкви. Так вдумайтесь, братья и сестры, каким сокровищем веры мы обладаем с вами. И какая ответственность сохранения собственной веры лежит на каждом из нас с вами. Сейчас мы – ученики Христовы и мы собираемся вокруг Чаши Его для того, чтобы приобщиться Тела и Крови. Мы просим благодати Святого Духа для того, чтобы жить и действовать в этом мире. Поэтому каждому из нас с вами, коль скоро являемся мы частью Церкви, нужно заботиться о самом важном – о вере, о сохранении веры, о преумножении веры, и о том, чтобы мы, подобно апостолам, могли поделиться нашей верой через добрую жизнь нашу, через добрые поступки с ближними и дальними нашими. В этом задача нас, как учеников, нас, как апостолов Христовых в этом суетном и многомятежном мире.  Аминь!»  

Все новости раздела




Новости митрополии

Православная молодежь провела турнир по по мотивам известной телепередачи «Что? Где? Когда?»

Православная молодежь провела турнир по по мотивам известной телепередачи «Что? Где? Когда?»

В субботу, 16 февраля, в Епархиальном молодежном центре «М-центр» прошел II турнир интеллектуальной игры по мотивам известной телепередачи «Что? Где? Когда?» на кубок Симбирской епархии.

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

В день памяти преподобномученицы Екатерины митрополит Анастасий совершил Литургию в Спасо-Вознесенском соборе

17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, в день памяти преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Симбирского Спасского монастыря, митрополит Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе