Евангелие и евангелисты

Наша колонка посвящена Священному Писанию Нового Завета. Конечно же, преимущество будет отдано Евангелию. Напомню, что хотя и текстов в самой книге Нового Завета с названием Евангелие четыре, сама по себе Благая Весть одна. Исполнился срок,  –  говорит Христос, –  и приблизилось Царство Божие! Вот эта весть, в которую призывает нас уверовать Сын Божий. Первоначально в древнегреческом языке «евангелие» означало жертву, которую приносят за радостную весть, позднее же стало означать саму эту весть. Часто этим словом называлась весть о рождении наследника престола или же иная какая весть, связанная с жизнью империи. Итак, слово евангелие, до того как было усвоено христианством, означало что-то принципиально важное для жизни всей империи, радостную весть, которая скажется на жизни всех жителей, всего населения. Конечно же, то, о чем говорил наш Господь, тоже имеет такое же важное значение и поэтому Его проповедь также была названа Радостной, Благой Вестью или более привычно нам – Евангелием. В христианское время под этим термином стала пониматься вся история рождения, жизни, распятия и воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Канонических текстов, повествующих об этих событиях, четыре. Они написаны Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Все они являются святыми апостолами и особенно почитаются Церковью. Однако мало кто из нас знаком с их жизнью. Евангелист Матфей, как нам известно, до своего обращения ко Христу был мытарем, то есть сборщиком податей. Наверное никому из нас сейчас не понять каково было отношение современников к мытарям. Ведь это те, кто в пользу Рима собирает дань со своих же сородичей, это те, кто пользуются своим положением и берут куда больше положенного, это те, кто почитается изменником, грешником. Представьте, что в вашей семье появился кто-то, кто начал взымать плату за вход на кухню. Изо дня в день, из года в год… Не уверен, что такой пользовался бы большой любовью родственников. Так вот, призывая Матфея, Господь показывает нам, что для единства с Ним не важно как ты жил до того, важно лишь, чтобы ты покаялся, чтобы ты изменил свое сознание и всей душою воспринял весть Христа. Вернув тем, кого обидел, причитающееся, Матфей много путешествует со Христом, видит все Его чудеса, кончину и славное воскресение, а затем идет проповедовать об этом в Сирию, Персию, Эфиопию. Однако перед этим он пишет для верующих Палестины текст о жизни Иисуса, который и стоит первым в нашем Четвероевангелии. То, что этот текст адресован иудеям, накладывает на него свои особенности. Здесь мы встретим много цитат из Ветхого Завета (напомню, что для евреев он является актуальным и поэтому отсылки к нему более чем убедительные), ссылок на мессианские пророчества и указание на их исполнение, а также Матфей старался раскрыть личность Иисуса Христа и Его служение как Царя, Пророка и Первосвященника. Евангелие написано было по-арамейски, и это единственная книга в Новом Завете, написанная не по-гречески. Свидетельства об этом мы имеем в трудах святых отцов Древней Церкви. Однако позже текст был переведен на древнегреческий и все дальнейшие переводы осуществлялись именно с него. Сам же евангелист Матфей много проповедовав мученически почил в Эфиопии.

Следующим в каноне поставлено Евангелие от Марка. Этот текст обращен преимущественно к христианам из язычников. Оно весьма динамично, ярко, оно вовлекает читателя в текст, быстро знакомит его с какими-то географическими особенностями Палестины, дает разъяснения неких обрядов, в нем много чудес и это хронологически первый текст в ряде Четвероевангелия. Сам же автор является апостолом от семидесяти, племянником апостола Варнавы. В доме матери Марка собирались христиане и он рано сделался их последователем. Он лично был свидетелем многих чудес первоверховных апостолов. Вместе с одним из них – Петром – он посетил Рим, сам же стал основателем Церкви в Египте. Затем он часто возвращался туда, радея о жизни христианских общин. Кстати сказать, кроме Евангелия, апостол Марк является и автором текста Литургии, которую составил для Александрийских христиан. И хотя в нашей Церкви  нет традиции совершать литургию Марка,  это нисколько не умаляет авторитетности ни автора, ни самой анафоры. Апостол нес слово Господа во всей Африке, а пострадал в любимой Александрии, где перед этим поставил епископа и пресвитеров. Его схватили во время совершения службы, били, волокли его тело по городу… Единственное, что не смогли сделать язычники – сжечь тело святого. Началась гроза и землетрясение, что позволило христианам сохранить тело апостола для погребения.

Третьим синоптическим Евангелием является Евангелие, излагаемое согласно апостолу Луке. Почему синоптическое? Так в библеистике называются три первых Евангелия в отличии от богословского Евангелия Иоанна. Синоптические в переводе значит «со-наблюдаемые, наблюдаемые вместе». Так, три текста первых евангелий во многом похожи друг на друга, говорят об одних событиях, практически всегда излагаемых в определенной последовательности. Евангелие от Иоанна чуть другое, но об этом позже. Текст Луки среди «синоптиков» особенно выделяется языком, прекрасным греческим языком. Что говорит нам об особенной образованности автора. Кстати, он интересен не только образованием, но и тем, что это единственный из авторов Библии, не принадлежащий к иудаизму по рождению. Родился он в Антиохии и получил весьма достойное образование, был выходцем из просвещенных медицинских кругов. Апостол Павел именует его «возлюбленным врачом». Этот замечательный врач принял благую весть и стал сотрудником Павла и автором двух текстов в каноне Нового Завета: Евангелия и Деяний святых апостолов. Кроме того, что Лука хороший врач, он еще и блистательный историк, художник (согласно Преданию, ему принадлежит авторство первой иконы Богородицы), а также ученый и большой знаток иудаизма. Трудился как апостол Лука в Антиохии и Македонии, Италии и Галлии, Египте. Свою кончину он обрел в Ахаии, будучи повешенным на оливковом древе. Его Евангелие написано к христианам из язычников и, в отличие от прочих, имеет своего адресата – некоего Феофила, что, впрочем, не мешает нам также быть адресатами благой вести. Выделяется среди прочих евангелие от Луки тем, что оно изобилует подробностями, истолкованиями каких-либо частностей, в нем много притч, отношение Луки к истории более чем просто внимательное. Только у Луки содержится информация о родителях Иоанна Предтечи, о Божией Матери Марии, о событиях детства Иисусова, а также ряд событий из жизни уже повзрослевшего Учителя, которых нет в других евангелиях.

Четвертым текстом в Четвероевангелии является самое хронологически позднее Евангелие от Иоанна. Оно не является синоптическим, так как преследует другие цели и имеет свою особенность композиции. Иоанн, любимый ученик нашего Господа, пишет этот текст по просьбе уже своих учеников, включая в него то, что не вошло в синоптические Евангелия. Оно, конечно же, более богословски продуманное, возвышенное. Здесь Христос – вочеловечшийся Логос, а автор текста еще и борец с ересями и основоположник христианской так называемой литературы «двух путей» (у него частотны оппозиции свет-тьма; мир с Богом – мир, лежащий во грехе). Сам же Иоанн – апостол любви – всей своей жизнью свидетельствовал эту любовь, свидетельствовал Бога, Который есть Любовь из-за чего, как это часто бывает и в наши дни, много пострадал. Хотя он и был единственным, кто из двенадцати апостолов умер своей смертью, вся его жизнь была исповеднической за имя Христово. Он был апостолом со своим братом Иаковом, верно служил Господу и при Кресте был усыновлен Деве Марии. Он проповедовал в Эфесе и иных Малоазийских городах. Успех его проповеди определил его изгнание на остров Патмос, где он провел многое время и написал Апокалипсис, книгу, закрывающую канон священного писания. Вернувшись в Эфес, апостол пишет Евангелие и свои три послания. Умер он в преклонном возрасте, сотворив много чудес и многих приведя ко Христу чудом искренней своей любви. Впрочем и смерть апостола явила еще одно чудо: раскопав его могилу, ученики не обнаружили тела святого, зато каждый год в день его кончины на этом месте выступает легкий прах…

Вот таковы жизни святых Евангелистов и таковы особенности их Евангелий. Cудьбы апостолов поражают тем, что они за Слово Божие не щадили себя ни минуты своей жизни. Ведь не было ни дорог, ни той инфраструктуры, что мы сейчас имеем, но они шли и проповедовали словом, делом, а главное своей любовью, готовой покрыть грехи других, лишь бы все спаслись и имели вечную жизнь. Проповедовали не по воскресным и праздничным дням, не своим знакомым, а дальним, агрессивно порою настроенным людям, изо дня в день, из недели в неделю, долгими годами… Готовы ли к этому мы?

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Проект «Поможем Воскресенскому некрополю» представлен на церемонии вручения Национальной премии

Проект «Поможем Воскресенскому некрополю» представлен на церемонии вручения Национальной премии

На торжественной церемонии в Москве в театре «Русская песня» были объявлены имена победителей Национальной премии «Гражданская инициатива». 13 лауреатов получили статуэтку «Золотой росток» и денежные призы.

В Симбирской епархии подвели итоги проекта «Святые – соль Симбирской земли»

В Симбирской епархии подвели итоги проекта «Святые – соль Симбирской земли»

В рамках данного проекта инициативной группой была проведена серия духовно-просветительских лекций и бесед для школьников, посвященных наследию святых подвижников, организовывались паломнические поездки по святым местам Симбирского края.