Святое благовествование: пролог

Сердцевина христианского учения – Евангелие – начинается с пролога. Каждый из четырех текстов Евангелия содержит в себе несколько вводных строк. Так, самый короткий пролог в Евангелии от Матфея «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова», предваряет рассказ о связи Мессии с иудейским родом, с родом Давида царя, с человечеством в конце концов. Марк более пространен: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». А вот так начинается Евангелие от Луки: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». И совсем уж иное, пространное начало Евангелия у Иоанна, но об этом  стоит рассказать отдельно. А пока  разберем принципиальные места трех первых Евангельских текстов. 

Кажется важным сказать о том отношении, которое сложилось у нас к самому имени Иисус Христос (так называют Спасителя Матфей и Марк, а Лука и Иоанн называют Его Словом). Ввиду того, что мы привыкли к тому, что у всех нас есть имя и фамилия, как, например, Валерий Петров или Татьяна Иванова, то и Иисус Христос мы воспринимаем примерно также – Иисус, как имя, а Христос, как фамилию. На самом же деле Иисус – это имя, а Христос – означает Мессия. Имя Иисус образовано с еврейского Иешуа, что означает «Бог Спаситель», а Христос – это перевод еврейского слова Машиах, или Помазанный, Помазанник. Иисус есть Мессия или Помазанник, а значит он в понимании евреев несет служение царя, пророка и первосвященника, ведь именно их помазывали миром, хотя это и было лишь внешним проявлением или фиксацией того факта, что Бог призвал их к особому служению.

Всякий раз, когда мы произносим имя Иисус Христос, мы исповедуем, что рожденный в Назарете Иисус есть Мессия. Это своего рода короткий символ нашей веры и вместе с тем достаточно глубокое богословское суждение. Когда человек был сотворен Богом, то он был призван к тому, чтобы стать царем над миром. Именно человек был поставлен во главу всего творения Божия и более того ему дано было прозревать самую суть сотворенных вещей, что в Писании выражено в пассаже о том, как Бог приводит животных к Адаму и последний дает всем имена.  Кроме того, человек имел возможность прямого, непосредственного общения с Богом, что можно назвать положением пророка, ибо человеку были ведомы тайны Божии, ну и наконец, человек был должен привести весь сотворенный мир через соприкосновение с ним к Богу. Как мы знаем, к сожалению, человек пал, а все мироустройство было перевернуто и не природа оказалась под властью человека, а человек вынужден в труде добывать свой хлеб. Так вот Господь наш Иисус Мессия или более привычно Христос Своим подвигом восстанавливает человеческое достоинство во всех этих служениях. Он – Царь (повелевает силами природы, например), Он – пророк (ибо Он передает «все, что слышал от Отца» (Ин. 15:15) и Он – Первосвященник (приносит крестную жертву за все человечество). За этими формулировками догматики стоит жизнь и дело богочеловека Иисуса, единое дело всей Его земной жизни – спасительный подвиг. Также Иисус Христос называется Словом, как мы видим это в прологе Луки или увидим у Иоанна. Авторы хотят связать личность Иисуса Христа с творческим Словом Бога, благодаря которому весь этот мир произошел, был призван к бытию.

Немаловажным является у Марка упоминание об Иоанне Крестителе, а именно о нем идет речь, когда евангелист цитирует слова одного из пророков «…прямыми сделайте стези Ему…». Таким образом начало благовестию Христа полагает тот, о предваряющем Мессию пришествии которого знал весь ветхий завет. Он – Иоанн Предтеча – и стал этим самым Илией, который придет до Мессии и обличит живущий во грехе мир. Вся его жизнь полна чудес, о которых также повествует Евангелие, его жизнь – проповедь покаяния и очищения всего народа, сама жизнь святого – неизменный пример благочестия и веры в Господа. Таким образом, Евангелие – обращенное к нам Слово Божие, обращенное сквозь века в примерах праведной жизни, исполненных пророчеств, откровений Самого Бога, достигающее сердец наших, но только если наши сердца готовы это Слово воспринять. Как подготовить сердце? Молитвой. Святитель Иоанн Златоуст молился так: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать мне слово Твое и уразуметь его и исполнить волю Твою». Пусть эта молитва будет и нам с вами образом и примером обращения ко Господу. 

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

В праздник Богоявления митрополит Анастасий совершил Литургию

В праздник Богоявления митрополит Анастасий совершил Литургию

19 января, в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа владыка митрополит возглавил служение Литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Архипастырь совершил богослужения Крещенского сочельника

Архипастырь совершил богослужения Крещенского сочельника

18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), митрополит Анастасий возглавил служение Литургии святителя Василия Великого в Богоявленском храме села Арское.