Святое благовествование: пролог

Сердцевина христианского учения – Евангелие – начинается с пролога. Каждый из четырех текстов Евангелия содержит в себе несколько вводных строк. Так, самый короткий пролог в Евангелии от Матфея «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова», предваряет рассказ о связи Мессии с иудейским родом, с родом Давида царя, с человечеством в конце концов. Марк более пространен: «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». А вот так начинается Евангелие от Луки: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен». И совсем уж иное, пространное начало Евангелия у Иоанна, но об этом  стоит рассказать отдельно. А пока  разберем принципиальные места трех первых Евангельских текстов. 

Кажется важным сказать о том отношении, которое сложилось у нас к самому имени Иисус Христос (так называют Спасителя Матфей и Марк, а Лука и Иоанн называют Его Словом). Ввиду того, что мы привыкли к тому, что у всех нас есть имя и фамилия, как, например, Валерий Петров или Татьяна Иванова, то и Иисус Христос мы воспринимаем примерно также – Иисус, как имя, а Христос, как фамилию. На самом же деле Иисус – это имя, а Христос – означает Мессия. Имя Иисус образовано с еврейского Иешуа, что означает «Бог Спаситель», а Христос – это перевод еврейского слова Машиах, или Помазанный, Помазанник. Иисус есть Мессия или Помазанник, а значит он в понимании евреев несет служение царя, пророка и первосвященника, ведь именно их помазывали миром, хотя это и было лишь внешним проявлением или фиксацией того факта, что Бог призвал их к особому служению.

Всякий раз, когда мы произносим имя Иисус Христос, мы исповедуем, что рожденный в Назарете Иисус есть Мессия. Это своего рода короткий символ нашей веры и вместе с тем достаточно глубокое богословское суждение. Когда человек был сотворен Богом, то он был призван к тому, чтобы стать царем над миром. Именно человек был поставлен во главу всего творения Божия и более того ему дано было прозревать самую суть сотворенных вещей, что в Писании выражено в пассаже о том, как Бог приводит животных к Адаму и последний дает всем имена.  Кроме того, человек имел возможность прямого, непосредственного общения с Богом, что можно назвать положением пророка, ибо человеку были ведомы тайны Божии, ну и наконец, человек был должен привести весь сотворенный мир через соприкосновение с ним к Богу. Как мы знаем, к сожалению, человек пал, а все мироустройство было перевернуто и не природа оказалась под властью человека, а человек вынужден в труде добывать свой хлеб. Так вот Господь наш Иисус Мессия или более привычно Христос Своим подвигом восстанавливает человеческое достоинство во всех этих служениях. Он – Царь (повелевает силами природы, например), Он – пророк (ибо Он передает «все, что слышал от Отца» (Ин. 15:15) и Он – Первосвященник (приносит крестную жертву за все человечество). За этими формулировками догматики стоит жизнь и дело богочеловека Иисуса, единое дело всей Его земной жизни – спасительный подвиг. Также Иисус Христос называется Словом, как мы видим это в прологе Луки или увидим у Иоанна. Авторы хотят связать личность Иисуса Христа с творческим Словом Бога, благодаря которому весь этот мир произошел, был призван к бытию.

Немаловажным является у Марка упоминание об Иоанне Крестителе, а именно о нем идет речь, когда евангелист цитирует слова одного из пророков «…прямыми сделайте стези Ему…». Таким образом начало благовестию Христа полагает тот, о предваряющем Мессию пришествии которого знал весь ветхий завет. Он – Иоанн Предтеча – и стал этим самым Илией, который придет до Мессии и обличит живущий во грехе мир. Вся его жизнь полна чудес, о которых также повествует Евангелие, его жизнь – проповедь покаяния и очищения всего народа, сама жизнь святого – неизменный пример благочестия и веры в Господа. Таким образом, Евангелие – обращенное к нам Слово Божие, обращенное сквозь века в примерах праведной жизни, исполненных пророчеств, откровений Самого Бога, достигающее сердец наших, но только если наши сердца готовы это Слово воспринять. Как подготовить сердце? Молитвой. Святитель Иоанн Златоуст молился так: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать мне слово Твое и уразуметь его и исполнить волю Твою». Пусть эта молитва будет и нам с вами образом и примером обращения ко Господу. 

 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Священнослужитель принял участие в заседании Совета по делам национальностей Ульяновской области

Священнослужитель принял участие в заседании Совета по делам национальностей Ульяновской области

В Доме дружбы народов прошло заседание Совета по делам национальностей Ульяновской области под председательством начальника департамента национальной политики Сергея Миронова.

На большом экране показан фильм епархиальной съемочной группы «Наша общая Победа»

На большом экране показан фильм епархиальной съемочной группы «Наша общая Победа»

Вечером 21 июня в кинотеатре «Синемапарк» (ул. Московское шоссе, д.108) прошел первый открытый показ документального фильма «Наша общая Победа», посвященного бессмертному подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.