Возсия весна постная

Великий пост – время, к которому христиане готовятся с особым трепетом, потому что оно является для всех нас духовной весной и освобождением от диктата плоти, которому мы покоряемся в будничные дни. В эти дни мы будем особенно строги к себе, к своему «я», к своим желаниям и мыслям. И, очищая себя, свое сердце от скверны греха, мы, Богу содействующу,  сможем тогда в полноте ощутить радость света, исходящую от гроба Воскресшего Спасителя.

В продолжении Четыредесятницы мы, кроме того, что увеличиваем свое молитвенное правило, устраняемся от приема скоромной пищи. Очень часто продуктовое воздержание становится своего рода идолом для постящихся. Углубляясь в изучение состава того или иного продукта, люди уподобляются тем, кто «отцеживает комара, а верблюда проглатывает». Всякий раз, когда мы все внимание свое сосредоточиваем только на качестве продуктов, мы становимся далеки от Бога, так как смысл поста  в употреблении более простой, дешевой пищи. Питаясь таким образом, мы высвобождаем средства для того, чтобы иметь возможность жертвовать их неимущим. Мы оказываем помощь тем, кто в ней нуждается. Пост, как воздержание от скоромной пищи, не является нашей целью, ибо пища не приближает нас к Богу и не удаляет нас от Него. Тем, кто ставит перед собой определенные цели на этот пост, рекомендую обратить внимание на тех личностей и те события, которые предлагает нам устав церковный в дни Святой Четыредесятницы. 

Пост предваряется тем, что делает нас свободными и чистыми; тем, что помогает проникнуть в тайну любви Божией; тем, что неизменно должно сопутствовать нам во все дни земного странствования – прощением. Мы испрашиваем его у тех, кто окружает нас, у тех, кого мы оскорбили видимо и ощутимо, а также и у тех, кого, быть может, обделили своим вниманием, не смогли помочь в трудную минуту. Это примирение, если оно совершается с искренностью, вводит нас в Небесное Царство, где Господь прощает каждого из нас, подобно как и «мы оставляем должником нашим». И, получив прощение и простив, мы вступаем в первую седмицу.

В первую седмицу Церковь предлагает нам чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, который является образцом истинного покаяния. Здесь важно помнить, что спасает не продолжительность служб, а понимание собственного ничтожества, осознание того, что мы сами ровным счетом не можем сделать ничего. Только на этом фундаменте возможно приятия от Господа мира! Сочиняя свой покаянный канон, Андрей Критский недоумевал: «С чего начну я оплакивать деяния злосчастной моей жизни? Какое начало положу, Христе, я нынешнему моему сетованию?». Человеческого языка недостаточно для того, чтобы описать всю глубину падения и отторжения от Бога, как не хватает его для описания великой любви Бога, которая перекрывает эту разделяющую наши природы бездну!   

Завершается первая седмица Торжеством Православия. Установленный в далекие времена, этот праздник являет нам Истину, которая соделывает нас свободными, и которую Церковь возвещает всему миру.

Среди последующих недель особенно выделяется Крестопоклонная. Святой крест –орудие позорной смерти, но силою Бога соделавшийся Животворящим и  Пречестным, – выносится на середину храма и несколько дней все верующие ему поклоняются. Это укрепляет нас в шествовании по пути спасения и показывает нам, что невозможно достигнуть Небесного Царства, не употребив усилий; что только так, через жертву, совершается спасение человека, отпадшего от Бога, но возлюбленного Им.

Рассказать обо всех неделях в рамках одной статьи не представляется возможным, тем более что надо упомянуть и о тех личностях, которые постом вспоминаются особо и не однократно, – Марии Египетской и Иоанне Лествичнике. Потрясающий пример покаяния и деятельного восхождения явила миру преподобная Мария. Каждый год вновь и вновь мы перечитываем ее житие, вновь и вновь сопереживаем ей, пытаемся приблизиться к пониманию всей глубины ее чувств. Мне бы очень хотелось в рассказе о ее жизни выделить тот момент, когда она собралась вместе с паломниками на Святую землю. Каждый должен представить себя рядом с этими людьми, каждый должен спросить себя: «А как бы я отнесся к этой женщине?» Наверняка, большинство из нас осудили бы ее, кто-то бы посмеялся над ней. Но вот проходит время, и она меняет свою жизнь, а ее пример будет еще долгие столетия менять жизни других людей. Ее житие учит каждого из нас с вами – следи за своей жизнью, не осуждай того, кто рядом с тобой, ибо ты не знаешь ни путей Божиих, ни всей Его силы, способной изменить жизнь любого. Этому же учит нас и преподобный Иоанн Лествичник. Избегать осуждения, если не хочешь соделаться виновным в том же грехе,  – учит нас преподобный. Кроме того, мы вспоминаем его труд –  Лествицу, в которой он показал, что основа всего духовного делания – это смирение.

Великий пост призывает нас к смирению и любви. Смирение – основа нашего изменения и залог того, что труды наши будут приняты Богом. А любовь – это вершина земного делания; это сила, возводящая каждого к Тому, Кто Сам есть Любовь совершенная. 

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Руководители и педагоги воскресных школ приглашаются поучаствовать в работе Педагогического совета

Руководители и педагоги воскресных школ приглашаются поучаствовать в работе Педагогического совета

В воскресенье, 24 сентября, в Духовно-просветительском центре «Апостол» (пер. Амбулаторный д.8, каб.4) пройдет Совет руководителей и педагогов воскресных школ.

Служение архипастыря в неделю 15-ю по Пятидесятнице

Служение архипастыря в неделю 15-ю по Пятидесятнице

17 сентября Храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» отметил свой престольный праздник. Всенощное бдение накануне и божественную литургию в день памяти святого образа возглавил митрополит Симбирский и Новоспасский...