Подать нельзя пройти

Недавно в редакцию «Православного Симбирска» поступил вопрос от одной из подписчиц газеты: «Когда я иду в храм, каждый раз встречаю у ворот вереницу нищих и цыган… Кто-то настойчиво просит, чуть ли не в сумку лезет, кто-то в нетрезвом виде. Как отличить действительно нуждающихся? Будет ли милостыня на пользу таким людям?» За ответом мы обратились к нескольким священникам Симбирской епархии. Надеемся, каждый из читателей сможет для себя ответить на этот вопрос, познакомившись с мнениями разных пастырей. А вместе с этим и определить место для запятой в заголовке статьи…

 

Протоиерей Святослав Еренков, клирик Спасо-Вознесенского собора Ульяновска:

 – В церковном предании мы встречаем два подхода к вопросу о том, кому давать милостыню. Первый – подавать милостыню просящим как Самому Христу, не взирая на внешний вид человека, не рассуждая о его нравственных качествах и о дальнейшей судьбе поданных нами материальных средств. Этот подход, действительно, имеет основания в Евангелии. С одной стороны, Иисус Христос, без каких бы то ни было оговорок, заповедует: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42), а с другой – Господь подчеркивает Свою солидарность со всеми голодными, больными, заключенными, отождествляя Себя с ними: «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня... истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25:42–45). Второй подход состоит в том, чтобы подавать милостыню с рассуждением: не всем, но действительно нуждающимся. Уже в «Дидахе» («Учении 12 апостолов»), авторитетном памятнике первохристианской письменности, который датируется концом I – началом II века, мы встречаем наличие подобной практики: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаешь» (Дидахе 1:6). Таким действительно нуждающимся человеком на самом деле может оказаться ваша соседка, живущая за стеной, или знакомая вам многодетная семья, а не те люди, которые просят подаяния около церкви. Второй подход дает нам право думать, а когда мы начинаем думать, мы видим проблемы, связанные с «церковными» нищими. Современные нищие, стоящие у храма, – это уже не те нищие, которых можно было встретить у церквей в дореволюционной России. В настоящий момент в нашей стране существует развитая сеть учреждений здравоохранения, службы социальной помощи, пособия по инвалидности. Масштаб помощи, которую оказывают эти институты теперь, несравнимо превосходит масштаб помощи, предоставлявшейся калекам и душевнобольным столетие назад. Сейчас у храма часто просят милостыню люди здоровые умственно и физически, люди, которые могут работать. Далее. Среди нищих есть иерархия, более сильные отнимают деньги у тех, кто слабее, поэтому существует жесткая конкуренция за места и доход. Часто человек, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, человек еще не потерянный для общества, не сможет встать у церкви с протянутой рукой – его выгонят местные завсегдатаи. Кроме этого, в большинстве случаев информация, которую предоставляет вам нищий, чтобы получить от вас деньги, оказывается ложной. Например, человек просит деньги для своей больной лежачей жены (отца, сестры, дочери…). Мы говорим: «Хорошо! Давай адрес, где находится больная – мы приедем и привезем». Но в ответ раздается что-то неудобовразумительное или называется несуществующий адрес. Интересен реальный пример с цыганкой, которая просила милостыню с младенцем на руках, нагло обвиняя прохожих в бессердечии. Когда ее задержал наряд милиции, оказалось, что у нее на руках кукла. Был случай, когда нищенка швырнула мелочь в лицо женщине, которая ей ее подала. Если не контролировать ситуацию с нищими у храма, это может привести к печальным последствиям для прихожан. К сожалению, известны случаи нападений на женщин с целью ограбления, драки, попытки насилия, убийства. Всегда существует потенциальная опасность, о которой нужно помнить. Настоятель храма, где есть проблемы с нищими, находится между двух огней. Одна часть прихожан, которые следуют принципу «подавать всем», начинает обвинять священника, желающего навести порядок с нищими и защитить, в конце концов, самих прихожан, в жадности и отсутствии любви. Другая часть прихожан, которые видят явную и скрытую угрозу, обвиняет настоятеля в том, что он порядка не наводит. Как помочь «церковным» нищим? Один из хороших способов – это жертвовать им качественную еду. Так как эти люди довольно плохо питаются, а деньги часто тратят на выпивку, то они будут благодарны тем, кто подаст им мешочек с вкусной домашней едой. Важно понять, что второй принцип отношения к нищим – «давать действительно нуждающимся», – не должен превратиться в оправдание жадности и черствости. Помогать бедным нужно! Если ты не доверяешь тем, кто стоит на паперти, тогда найди человека, которому ты будешь помогать. Но опять же – как помогать? Мудро, деликатно, без превозношения над ним! Многие стесняются просить помощи! Сейчас также существуют известные православные сайты, например pravmir.ru, где размещается информация о помощи людям, которые не являются мошенниками.

 

Иерей Илия Демин, клирик Воскресенско-Германовского собора Ульяновска:

  – Можно ли подавать милостыню у храма? Рука дающего не оскудеет – говорят в народе. Однако у каждого из нас возникает вопрос, правильно ли я делаю? Постоянные прихожане храма могут видеть одни и те же лица, стоящие около храма, лица детей и взрослых с фотографиями родственников в руках и объявлениями о страшных болезнях. Стоят старушки, стоят инвалиды, стоят и алкоголики. Как отличить того, кто на самом деле нуждается, от профессионального попрошайки? Отличить достаточно просто. Нужды у всех разные. Когда человек приходит и говорит, что хочет есть, он и буханке хлеба будет рад, возьмет ее с благодарностью. Но ведь, подавая какую-то мелочь, мы нередко слышим в ответ: «Чтоб дети твои тебя кормили так!», еще и проклянут вдогонку за то, что так мало подали. Был в моей жизни такой забавный случай. Еще будучи прихожанином, стою на литургии, проходят по храму погорельцы и один глухонемой с табличкой в руках «Подайте глухонемому погорельцу-сироте!». И многие доставали кошельки и подавали деньги. Встречаю его через день, а он без запиночки с банкой пива в руке: «Огоньку не найдется?» Я даже опешил – получилась пауза – и говорю: «Вот чудо – заговорил! Вчера с табличкой ходил, а сегодня – чудо! Не стыдно?» Он промолчал и поспешил удалиться. Или другой случай. Пришел цыган в храм и слезно просит: «Ребенок в больнице в Самаре на операции! Деньги нужны срочно и много, ведь кто, как не священники и Церковь, должны помогать!» – заключает он. Начинаю выспрашивать, где и какая больница, ее номер, телефон врача, диагноз. В ответ одно: «Вы должны помочь». Говорю, диагноз-то хоть какой? Он все одно твердит: «Ну хоть 50, хоть 100 рублей дай». Говорю: «Не жалко, но если обманешь – обманешь не меня, а действительно нуждающегося». Тот покраснел и ушел. Как-то  весной на субботнике при уборке вокруг храма, где сидят нуждающиеся, помогающие прихожане нашли целый клад мелких монет, прикопанных и втоптанных в землю! Наверное, читали сказку про Буратино и решили посадить денежное дерево… А ведь есть действительно те, кому необходима материальная помощь. Часто по благословению митрополита Анастасия в храмах ставится кружка для сбора средств определенным семьям, все желающие участвуют, конкретно помогая нуждающимся, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И эта помощь доходит до адресата. Ну а нам остается надеяться на милость Божию и думать, не сколько мы подали, а от какого сердца!

 

Протоиерей Олег Шмалько, настоятель Воскресенского храма Ульяновска:

  – Мне кажется, что исполнение заповеди о милостыне напрямую зависит от нашего духовного состояния. Чем выше духовное состояние человека, тем он менее обращает внимание на того, кто просит его о помощи. И когда человека не смущает недобросовестное поведение просящего и он готов нести на себе бремя других людей – это признак святости. Однако достичь такого состояния духовности очень нелегко. Большинство из нас не обладает добродетелями терпения, милосердия, самоотвержения, поэтому нам необходимо действовать в таких случаях с рассуждением. Есть силы – помоги просящему, если испытываешь смущение помочь ему – помоги другому человеку, которому, на твой взгляд, помощь более необходима. Если ты стеснен в средствах, то дай немного – сколько сможешь. А если кто-то в ответ на твою жертву кидает тебе деньги обратно и говорит, что мелкие не берет, значит, не стоит конкретно этому человеку давать деньги, они ему, видимо, не очень нужны. Мы должны помнить всегда, что и мы когда-то просим, и Господь нам подает, но и мы не всегда употребляем это на благо. Поэтому никогда не стоит осуждать человека.

Подготовил диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Симбирская епархия запускает образовательный проект «Искусство звучащего слова»

Симбирская епархия запускает образовательный проект «Искусство звучащего слова»

Симбирская епархия запускает образовательный проект «Искусство звучащего слова». В рамках данного проекта православной молодежи будет прочитан курс лекций по ораторскому мастерству и искусству речи.

Архипастырь совершил великое освящение Покровского храма города Симбирска

Архипастырь совершил великое освящение Покровского храма города Симбирска

15 октября, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий совершил великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы города Симбирска.