Как появилась Димитриевская родительская суббота?

В Русской Церкви существует давний обычай осенью совершать особую заупокойную службу, которая носит название Димитриевской родительской субботы. Церковь еще раз напоминает своим чадам о христианском долге молиться за близких, ушедших из этой жизни. Молитва за умерших – выражение нашей веры и любви.

С другой стороны, этот день напоминает живым, что и они когда-то оставят этот мир и явятся на Божий суд. Торжественная служба Димитриевской субботы освещает светом вечности уже прожитую нами жизнь, заставляя оценивать ее в перспективе грядущего конца. Невольно перед сознанием вдумчивого человека встают вопросы, от которых привычно отмахиваешься в повседневной суете. Что я успел сделать в жизни? Какова ценность моих поступков? Какой смысл у обстоятельств, постигших меня? Где в моей жизни действовал Бог, а где действовал я сам, то вырываясь и убегая от Него, то послушно следуя за Ним? Если смерть придет за мной завтра, то готов ли я к встрече с Небесным Царем? Что я покажу Ему – добрые дела, молитвы, добродетели – или приду с пустыми руками, грязными от совершенных в жизни неправд? В одном фильме был замечательный эпизод. Подходит к райским вратам человек во фраке, увешанный орденами и медалями. Его встречает апостол Петр и говорит: «К Богу в таком виде нельзя». Во мгновение ока слетают с пришедшего все мирские награды, а дорогой костюм меняется на простенькую, неказистую одежду. «Вот теперь входи», – говорит апостол. Бог будет судить людей не по внешнему виду или мирским заслугам, отмеченным наградами, не по количеству нажитого имущест-ва, которое мы с собой туда не возьмем, но по евангельским критериям. Важным окажется незримое – то, что сделал человек со своей душой и душами окружавших его. Митрополит Антоний Сурожский сравнивал человека с тонкой хирургической перчаткой, которая должна быть надета на руку Господню. Такой человек несет в мир не злобу, эгоизм и зависть, но любовь, радость, мир и истину. А это, действительно, очень важно.

Что такое родительские субботы?

Родительские субботы – это специальные дни, которые установлены Церковью для поминовения усопших православных христиан. В течение года богослужебный устав знает несколько таких дней: Мясопустная (перед Великим постом), Троицкая (перед праздником Пятидесятницы), субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста. В Русской Церкви, помимо указанных дней, есть еще и Димитриевская родительская суббота, а также Радоница, хотя последняя не приходится на субботу.

Троицкая и Мясопустная субботы носят название Вселенских, потому что на них поминаются «все от века усопшие православные христиане». На других родительских субботах акцент ставится преимущественно на поминовении наших близких сродников, отошедших ко Господу, и прежде всего умерших родителей. От этого происходит и название «родительская» суббота. В седмичные дни Великого поста Церковь не совершает обычного поминовения усопших в третий, девятый и сороковой день. Для этого установлены заупокойные богослужения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц (другие субботы посвящены особым дням памяти: первая – святому великомученику Фе- одору Тирону, пятая – похвале Пресвятой Богородице, шестая – воскрешению праведного Лазаря).

В каких числах может совершаться Димитриевская родительская суббота?

Димитриевская родительская суббота обычно приходится на последнюю субботу перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября по старому стилю / 8 ноября по новому стилю). Таким образом, эта служба может совершаться в любое число в период с 1 ноября (н. ст.) по 7 ноября (н. ст.) кроме праздника Казанской иконы Божией Матери (4 ноября н. ст.) и дня памяти апостола Иакова, брата Господня (5 ноября н. ст.). В 2017 году она переносится с 4 ноября на 28 октября.

Как появилась Димитриевская родительская суббота?

Интересно, что этот день не отмечен в Типиконе, нет его и у греков. Народное предание связывает заупокойную службу перед днем великомученика Димитрия Солунского с именем святого великого князя Дмитрия Ивановича Донского, который положил начало такой практике, совершив поминовение русских воинов, погибших в знаменитой Куликовской битве 1380 года. С XV века доходят свидетельства, что в этот день уже поминали всех усопших христиан. В XVI – XVII веках Димитриевская родительская суббота, видимо, еще не ассоциировалась с поминовением воинов, павших на поле Куликовом. Вероятно, эта устойчивая связь появляется в XVIII–XIX веках. В 1903 году императорским указом предписывалось в Димитриевскую родительскую субботу в войсковых частях совершать панихиды по усопшим воинам, погибшим за «веру, царя и Отечество». Отечественный литургист, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, объясняет появление этой церковной даты в богослужебном календаре так. У различных языческих народов в древности существовал обычай осенних поминок – был он, в частности, и у славян. На Руси после принятия христианства осеннее поминовение умерших сохранялось в народе, однако Церковь постепенно стала христианизировать этот языческий обычай. После Куликовской битвы убитые воины первый раз торжественно были помянуты в обители преподобного Сергия Радонежского. Великий князь Димитрий Донской по просьбе бояр установил совершать поминовение этих воинов каждый год перед памятью Димитрия Солунского – святого, которого славяне считали своим покровителем и в честь которого был крещен сам князь. Постепенно древняя народная традиция осеннего поминовения всех умерших слилась с поминовением воинов, павших в Куликовской битве.

Что нужно делать в родительскую субботу?

Для того чтобы помянуть за церковным богослужением умерших близких, нужно прийти на службу в храм в пятницу вечером, накануне родительской субботы, когда совершается великая панихида (парастас). На следующий день, утром в субботу, служится заупокойная Божественная литургия с общей панихидой в конце. Прихожане заранее пишут записки с именами почивших на парастас, заказывают в церковной лавке обедню и панихиду. Записки подаются за умерших крещеных православных христиан, которые не окончили свою жизнь самовольно. Имена пишутся в родительном падеже. При перечислении имен соблюдается следующий порядок: сначала идут имена священнослужителей, если таковые имеются, а затем имена почивших родителей и остальных. Имена пишутся полностью и разборчиво. Когда человек приходит в храм в родительскую субботу, то видит, что в центре храма, на месте центрального аналоя с иконой, стоит специальный четырехугольный подсвечник (тетрапод), который предназначен для свечей, зажигаемых за упокой. Еще одной отличительной особенностью этого подсвечника является небольшое распятие (голгофа, крест, фигуры Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова), которое находится за полем, предназначенным для постановки свечей. Рядом с тетраподом стоит стол, на который люди приносят продукты для поминовения умерших, то есть «на канун». Когда-то прихожане приносили продукты и собирались вместе, чтобы вспомнить ушедших. Теперь эти продукты идут на нужды прихода. Что-то относится в храмовую столовую, где кормят сотрудников, что-то дается малоимущим, что-то отдается священнослужителям и мирянам, работающим в храме. Принося продукты в храм, мы служим тем самым нашим ближним. Мы совершаем доброе дело в память об усопших. Мясные продукты внутрь церкви не заносят.

В связи с темой поминальных трапез интересно вспомнить обычаи языческих тризн – погребальных пиршеств. В тризне был внутренний разрыв: с одной стороны, она сопровождалась песнями, весельем, играми и плясками, а с другой – рыданиями, царапанием лица и пьянством. Смерть вырывает человека из потока веселой и пьяной земной жизни. Умершего сажали за стол, давали ему чашу с вином и начинали делать перед ним все то, что покойный любил при жизни. Около трети имущества умершего тратилось на крепкие напитки. Как далеко такое поминовение от христианского! Еще в XVI веке Стоглавый собор в Москве порицал отголоски древней практики тризн: «В троицкую субботу по селам и погостам сходятся и плачутся по гробам, и, егда начнут играми скоморохи, гудцы и прегудницы, они же от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити и песни сотонинские пети».

В Димитриевскую родительскую субботу принято посещать могилы родственников. На кладбищах служат панихиды и заупокойные литии. Дома можно сделать поминальный обед. Однако не следует пренебрегать в этот день церковной службой ради посещения кладбища. Вообще христианин должен каждый день у себя дома молиться об упокоении своих почивших сродников, учителей, благодетелей. Специальные молитвы печатаются в молитвословах, например в составе утреннего правила. Обычно для удобства при молитве имена живых и умерших записывают в помянники.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Андрей Котов исполнил на симбирской сцене духовные стихи

Андрей Котов исполнил на симбирской сцене духовные стихи

Выступление известного фольклориста, певца, композитора и дирижера проходило в рамках регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений по инициативе Епархиального отдела по культуре.

В Симбирской епархии подвели итоги конкурса фотографий «Вера в объективе современника»

В Симбирской епархии подвели итоги конкурса фотографий «Вера в объективе современника»

В Симбирске подвели итоги конкурса фотографий «Вера в объективе современника», который проводился по случаю 185-летней годовщины со дня образования Симбирской епархии.