Русские патриархи: разные эпохи

Сто лет назад, 18 ноября 1917 года, на Всероссийском Поместном Соборе был избран одиннадцатый Патриарх Русской Православной Церкви, святитель Тихон (Белавин), – так в России был восстановлен институт Патриаршества, упраздненный более чем на двести лет церковной реформой Петра I. Согласно современному Уставу Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси является Предстоятелем Русской Церкви. Он имеет первенство чести среди епископата Русской Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Патриарх имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем. Патриарх вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Заседания Священного Синода созывает Патриарх.

Изначально новообразованная Русская Церковь не была самостоятельной, но находилась в канонической зависимости от Константинопольского Патриархата. Русская Церковь имела статус всего лишь одной из митрополий Церкви Константинопольской. Русские митрополиты, носившие титул «Митрополит Киевский и всея Руси», назначались и посвящались в Константинополе. В подавляющем большинстве они назначались из греков. В Константинополе утверждали также и место митрополичьей резиденции, которая впоследствии была перенесена в Москву. В 1448 году Собором русских епископов митрополитом Русской Церкви был избран Рязанский епископ Иона без утверждения в Константинополе. Это решение было вызвано тем, что присланный на Русь митрополит-грек Исидор, как и другие иерархи Греческой Церкви, подписал унию с Римской Церковью на Ферраро-Флорентийском Соборе. Вскоре Византия была завоевана турками, а русские, напротив, освободились от ига Золотой Орды. Так в 1448 году Русская Церковь обрела самостоятельность или автокефалию. Согласно протоиерею В. Цыпину, современному отечественному специалисту по каноническому праву, сущность автокефалии заключается в том, что «автокефальная Церковь имеет самостоятельный источник власти. Ее первый епископ, ее глава поставляется своими архиереями». Преемник святителя Ионы стал носить титул митрополит Московский. Патриаршество на Руси было установлено в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче. Деятельное участие в этом предприятии принял боярин Борис Годунов. Константинопольский Патриарх Иеремия II, который в пределах Московского царства собирал пожертвования для своей Церкви (в то время это была распространенная практика среди Восточных Патриархов, чья паства находилась под властью турок), участвовал в наречении первого Московского Патриарха – святого Иова, митрополита Московского, избранного Собором русских епископов. Перед отъездом Иеремия II подписал «Уложенную грамоту», которая подтверждала факт установления Патриаршества в России. На Константинопольских Соборах 1590 и 1593 годов учреждение Патриаршества на Руси признали другие Восточные Патриархи. В диптихе Предстоятелей Православных Поместных Церквей за Московским Патриархом было установлено пятое место, после Патриархов Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского. Всего Русскую Церковь возглавляли 17 Патриархов, включая ныне здравствующего, однако принято считать, что их было 16, так как Патриарх Игнатий (1605–1606), ставленник Лжедимитрия I, был лишен патриаршего сана и архиерейского достоинства. Историю Патриаршества в России можно разделить на два периода: досинодальный (1589–1700) и после- синодальный (1917 – по настоящее время).

Давайте вспомним некоторых особенно примечательных русских Патриархов.

Патриарх Иов (1589–1605) родился в городе Старицы Тверской губернии в 30-e годы ХVI века. Его мирское имя было Иоанн. Первоначальное образование и воспитание Иоанн получил в Старицком Успенском монастыре, здесь же он принял монашество с именем Иов и, прожив 15 лет, стал настоятелем этого монастыря. В 1571 году архимандрит Иов назначается настоятелем Московского Симонова монастыря. В столице будущий святитель ближе знакомится с церковными и государственными делами. В 1575 году он становится настоятелем древнего московского Ново-Спасского монастыря. В 1581 году Иов – епископ Коломенский. В 1586 году – архиепископ Ростова Великого. В 1587 году — митрополит Московский. В 1589 году Иов становится первым Патриархом Московским и всея Руси. При Патриархе Иове были образованы 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая, создан ряд новых епархий и монастырей. Первосвятитель благословил издание печатных богослужебных книг, недостаток которых остро ощущался, особенно в покоренных землях Казани, Астрахани и Сибири. Впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник. Проводилась работа по выявлению и исправлению неточностей, существовавших в богослужебных книгах. При первом Патриархе были прославлены святой Василий Блаженный, преподобный Иосиф Волоколамский, святители Казанские Гурий и Варсонофий и некоторые другие. Конец правления Патриарха Иова приходится на начало Смутного времени. Первосвятитель рассылал по городам страны грамоты, призывая к защите веры и Отечества от посягательств польско-литовских захватчиков. После того как войска Лжедимитрия I вступили в пределы России, в январе 1605 года Патриарх Иов предал анафеме самозванца и изменников, присоединившихся к нему. Когда 20 июня 1605 года Лжедимитрий I вступил в Москву, Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть самозванцу, был низложен и сослан в Старицкий монастырь. После свержения Лжедимитрия Иов по болезни уже не мог вернуться на патриарший престол, поэтому он благословил занять его митрополиту Казанскому Гермогену, а сам мирно почил 19 июня 1607 года.

Патриарх Гермоген (1606– 1612) родился около 1530 года в семье донских казаков. Известно, что Гермоген (Ермолай) служил в Казани приходским священником. В 1579 году он стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. В 1589 году Гермоген был возведен Патриархом Иовом в сан митрополита Казанского и Астраханского. Святитель занимался активной миссионерской работой среди язычников и мусульман, приводя их к православной вере. В 1606 году святитель Гермоген был поставлен Патриархом Московским и всея Руси. В Смутное время, когда Лжедимитрий II в июне 1608 года подошел к Москве и остановился в Тушино, Патриарх Гермоген отправил мятежникам два послания с призывом о вразумлении. Когда в Москве начался голод, Первосвятитель повелел открыть для голодающих житницы с хлебом Сергиевой обители. В сентябре 1608 года крупный польско-литовский отряд окружил Троице-Сергиеву лавру. Патриарх вдохновил иноков на мужественную оборону обители, которая длилась в течение 16 месяцев. В январе 1610 года, так и не захватив монастырь, враг отступил. Патриарх Гермоген не переставал в своих посланиях убеждать народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец. В 1610 году Лжедимитрий II был убит, царь Василий Шуйский был свергнут боярами, а в Москве находились польские войска. Бояре хотели призвать на русский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III, и требовали от Первосвятителя издать к народу соответствующую грамоту. Патриарх решительно отказался и пригрозил анафемой. Напротив, Гермоген призвал русских людей вставать на борьбу с захватчиками. Из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая стала главной святыней ополчения. Когда москвичи под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание против поляков, захватчики подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Патриарх был заточен в Чудов монастырь. Поляки, угрожая смертью, требовали от Патриарха отозвать ополчение, которое начало осаду Кремля. Гермоген отказался. Ему удалось отправить последнее послание, призывавшее русский народ бороться с интервентами до конца. Более девяти месяцев святитель Гермоген находился в заключении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды. 27 октября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.

Патриарх Филарет (1619– 1633). Феодор Никитич Романов- Юрьев родился около 1553 года в знатном боярском роде. Он приходился племянником Иоанну Грозному. После смерти царя Феодора Иоанновича Феодор Никитич являлся законным претендентом на престол, но по настоянию Бориса Годунова его постригли в монахи с именем Филарет. Опальный монах смирился со своей судьбой и стал достойно проходить школу монашеской аскезы. В 1606 году Филарет был посвящен в митрополита Ростовского. Лжедимитрий II держал Филарета в плену под Москвой. Затем митрополит Филарет, как важный участник русского посольства к польскому королю Сигизмунду III, за отказ принять польские условия был схвачен поляками и находился в плену 9 лет. В 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова – сына митрополита Филарета. В плену Филарет показал мужество и стойкость, призывал сына не отдавать полякам за себя в качестве выкупа ни пяди Русской земли. Когда в 1619 году Филарет получил свободу, его сразу же поставили Патриархом. Первосвятитель являлся ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича. Патриарх хорошо знал систему государственного управления и имел богатый жизненный опыт. В правительственных указах рядом с именем царя стояло имя Филарета, который носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Патриарх Филарет много сделал для наведения порядка в стране после Смутного времени: была проведена поземельная перепись, распределены подати, восстанавливались экономические и культурные связи с иностранными государствами, реформировалась армия. Филарет создал Патриаршие приказы, призванные упорядочить церковные дела, организовывал училища при архиерейских домах, заботился о снабжении епархий печатными богослужебными книгами. В Чудовом монастыре Московского Кремля было открыто греко-латинское училище. В 1620 году была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири. Были восстановлены связи с Восточными Патриархами, прерванные смутой. Патриарх ревностно заботился о чистоте православия, применяя строгие меры против инославных влияний, проникавших в страну. 1 октября 1633 года Патриарх Фи- ларет Никитич отошел ко Господу.

Патриарх Никон (1652–1666). Никита Минич Минин родился в 1605 году в крестьянской семье села Вельдеманова Нижегородской губернии. В возрасте 12 лет он тайно ушел в Макариев Желтоводский монастырь, но по благословению умирающего отца вернулся и женился. В 20 лет Никита стал приходским священником. Нравственные качества и образованность Никиты стали известны в Москве, и вскоре он вместе с семьей переселяется в столицу. Прожив 10 лет в браке, после смерти троих детей супруги приняли монашество. В 30 лет на Соловках Никита был пострижен с именем Никон. По настоянию царя Алексея Михайловича Никон был назначен архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве. Между царем и архимандритом завязалась тесная дружба. По пятницам Никон приезжал во дворец для беседы. Он стал ходатайствовать перед царем за угнетенных. В 1649 году Никон становится митрополитом Новгородским. Будущий Патриарх проявил немало мудрости, чтобы избавить новгородцев от кары за голодный бунт 1650 года. В 1651 году митрополит Никон убедил царя и Патриарха Иосифа перенести мощи святителей Филиппа, Иова и Гермогена в Московский Успенский собор. В 1652 году Никон был избран Патриархом. Стоя на коленях, Никона просили принять избрание сам царь, бояре и народ. Ввиду особого расположения царя к Патриарху Никон принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. Как и Патриарх Филарет, Никон носил титул «Великий Государь». При содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. Патриарх упорядочил богослужение, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, заменил двуперстие троеперстием, заботился о повышении нравственного уровня духовенства. К сожалению, церковные реформы Никона вызвали раскол старообрядчества. При Патриархе Никоне строятся замечательные монастыри: Воскресенский под Москвой («Новый Иерусалим»), Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Сам Патриарх собрал богатейшую библиотеку. Бояре, чьи интересы затронул Патриарх, оклеветали Никона перед царем. Решением Московского Собора 1666 года Никон был лишен Патриаршества и отправлен в заточение на 15 лет. При этом, однако, проведенные им церковные реформы были одобрены Собором. Царь Алексей Михайлович просил у Никона прощения перед своей смертью. Царь Феодор Алексеевич хотел вернуть Никону патриарший сан, но 17 августа 1681 года Патриарх Никон умер. В 1682 году четыре Восточных Патриарха прислали в Москву грамоты, восстанавливающие Никона в сане Патриарха.

Патриарх Тихон (1917–1925). Василий Иванович Белавин родился в 1865 году в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. В 1888 году он окончил Петербургскую духовную академию. Затем Василий Иванович три с половиной года преподавал в Псковской духовной семинарии. В 1891 году Василий принял постриг с именем святителя Тихона Задонского. В 1897 году он рукоположен во епископа Люблинского. В 1898 году епископ Тихон назначен в Соединенные Штаты с титулом «епископ Алеутский и Аляскинский». При Тихоне в Нью-Йорке был построен кафедральный собор во имя святителя Николая Чудотворца, куда из Сан-Франциско была перенесена кафедра Американской епархии. Епископ Тихон организовал Миннеаполисскую духовную семинарию, приходские школы и приюты для детей. Благодаря трудам епископа Тихона в Америке начинают знакомиться с православием христиане других конфессий. В 1907 году его переводят на Ярославскую кафедру. В 1914 году он – архиепископ Виленский. 23 июня 1917 года архиепископ Тихон избран митрополитом Московским. На Всероссийском Поместном Соборе святитель Тихон был избран Патриархом Московским и всея России. 21 ноября 1917 года, в день Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля была совершена интронизация нового Патриарха. На долю святителя Тихона выпало управлять Русской Церковью в абсолютно новых условиях, когда государственная власть была настроена по отношению к Церкви враждебно и агрессивно. Святитель обличал зверства Гражданской войны, осудил позорный Брестский мир и расстрел императора Николая II. Когда в стране начался страшный голод, Патриарх Тихон призывал церковно-приходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет помощи голодающим, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих. Однако 5 мая 1922 года советское правительство арестовало Патриарха по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». В советской прессе началась травля святителя Тихона. Но мировая общественность, в частности Великобритания, встала на защиту Первосвятителя. 26 июня 1923 года Патриарх был освобожден. Патриарх Тихон являлся фигурой, которая стояла непреодолимой преградой на пути «обновленческого» раскола, инспирированного большевиками для разложения Церкви изнутри. 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, Патриарх скончался в возрасте 60 лет.

Патриарх Сергий (1943–1944). Иоанн Николаевич Страгородский родился в 1867 году в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье протоиерея. По окончании Петербургской духовной академии, в 1890 году, иеромонах Сергий был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. В 1894 году отец Сергий получил сан архимандрита и был назначен настоятелем Русской посольской церкви в Афинах. В 1895 году он защитил свою известную магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». В 1897 году архимандрит Сергий был вторично назначен в Японию помощником начальника Православной духовной миссии. В 1899 году он стал ректором Петербургской академии. В 1901 году посвящен во епископа. С 1911 года – член Святейшего Синода. Участник Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов. В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и длительное время находился в Бутырской тюрьме. Был сослан в Нижний Новгород. С 1924 года – митрополит Нижегородский. После того как в декабре 1925 года был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский), митрополит Сергий (Страгородский) по факту становится во главе Московской Патриархии как Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Митрополит Сергий несколько раз обращался в НКВД с просьбой легализовать высшее церковное управление, епархиальные советы, разрешить проведение Архиерейских Соборов, но неизменно получал отказ. Русская Церковь находилась в очень тяжелом положении. Страну наводнила масса раскольнических течений. Усилили свою деятельность обновленцы. В ноябре 1926 года владыку Сергия арестовали вновь, обвиняя в связях с эмиграцией и в подготовке нелегальных выборов Патриарха. ОГПУ в обмен на государственную легализацию всей церковно-административной структуры Московского Патриархата поставило митрополиту Сергию жесткие требования: заявление в поддержку советской власти, поминовение ее за богослужением, осуждение контрреволюционных выступлений в СССР и за границей, согласование кандидатов в епископы с НКВД, увольнение от управления епархией арестованных епископов, отстранение от управления неугодных властям епископов. Митрополит Сергий, желая спасти Церковь, принял предложенные условия. 30 марта 1927 года он был освобожден. 29 июля 1927 года была обнародована подписанная митрополитом Сергием «Декларация 1927 года», которая подтверждала безусловную лояльность советской власти и в которой отсутствовала какая-либо критика церковной политики правительства. В августе 1927 года наркоматом внутренних дел был зарегистрирован Патриарший Синод. В первые дни Великой Отечественной войны митрополит Сергий написал патриотическое «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Русская Церковь всеми силами помогала армии и народу победить: совершалась молитва, собирались одежда, ценности для солдат, раненых, сирот. Были собраны средства для создания танковой колонны Димитрия Донского. С осени 1941 года до лета 1943 года митрополит Сергий находился в Ульяновске. В годы войны церковная политика в СССР стала смягчаться. 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор, в котором участвовали девятнадцать иерархов. Через восемнадцать лет после смерти Патриарха Тихона Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Патриарх Сергий скончался через девять месяцев, 15 мая 1944 года.

Патриарх Алексий I (1945–1970). Сергей Владимирович Симанский родился в 1877 году в Москве. Он окончил с серебряной медалью Николаевский лицей. В 1896 году поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил за три года. В 1904 году закончил Московскую духовную академию. В 1913 году архимандрит Алексий был рукоположен во епископа Тихвинского. В революционные годы епископ Алексий оставался верным пастырем. Он старался следовать двум принципам: верность каноническим началам и лояльность к новому строю. Во второй половине 20-х годов епископ Алексий становится членом Синода и ближайшим помощником митрополита Сергия (Страгородского). В 1933 году митрополит Алексий возглавил Ленинградскую кафедру. Владыка Алексий все время оставался вместе со своей паствой в блокадном Ленинграде, свидетельствуя патриотическую позицию Русской Церкви. Митрополит не переставал служить и утешать людей, несмотря на бомбардировки, мороз, голод и бессилие. В храмах Ленинграда продолжался сбор средств на оборону Родины, на помощь раненым и сиротам. Митрополит Алексий был награжден медалью «За оборону Ленинграда». На Поместном Соборе в феврале 1945 года владыка Алексий был единодушно избран Патриархом Московским и всея Руси. Главной целью двадцатипятилетнего служения Патриарха Алексия I было сохранить Церковь в условиях тоталитарного атеистического режима. В послевоенное время советское правительство, учитывая как патриотическую роль Русской Церкви, так и свои внешне- политические интересы, пошло на смягчение церковной политики. При Святейшем Алексии I начали восстанавливаться храмы. Появляются ежемесячные церковные издания. Церковным структурам было дано разрешение на приобретение транспорта и производство утвари. Открылись Московская и Ленинградская духовные академии, а также 8 семинарий. Возобновилась молитвенная жизнь в Троице-Сергиевой лавре. В 1946 году окончательно исчезло обновленчество. Несмотря на эти положительные явления, аресты и гонения на Церковь по-прежнему продолжались. При Н.С. Хрущеве вновь набирает обороты атеистическая пропаганда и антицерковная политика, но методы грубого физического уничтожения духовенства, характерные для сталинского периода, уже не применяются. Святейший Патриарх Алексий I способствовал восстановлению отношений с Польской и Финляндской Церквами. При Патриархе Алексии I оживляются контакты между Русской Церковью и другими Поместными Православными Церквами. В духовные учебные заведения начинают принимать студентов из-за рубежа. Налаживаются связи с Римско-Католической Церковью, нехалкидонскими Древневосточными Церквами, протестантским миром. Патриарх Алексий I на протяжении многих лет являлся членом Советского комитета защиты мира. Святейший Патриарх Алексий I скончался 17 апреля 1970 года.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Проект «Поможем Воскресенскому некрополю» представлен на церемонии вручения Национальной премии

Проект «Поможем Воскресенскому некрополю» представлен на церемонии вручения Национальной премии

На торжественной церемонии в Москве в театре «Русская песня» были объявлены имена победителей Национальной премии «Гражданская инициатива». 13 лауреатов получили статуэтку «Золотой росток» и денежные призы.

В Симбирской епархии подвели итоги проекта «Святые – соль Симбирской земли»

В Симбирской епархии подвели итоги проекта «Святые – соль Симбирской земли»

В рамках данного проекта инициативной группой была проведена серия духовно-просветительских лекций и бесед для школьников, посвященных наследию святых подвижников, организовывались паломнические поездки по святым местам Симбирского края.