Кто такие малые пророки?

Если мы откроем оглавление Ветхого Завета, то увидим, что около одной трети всех ветхозаветных книг составляют книги пророков. Эти книги принято разделять на две неравные части – книги четырех великих пророков и книги двенадцати малых пророков.

 К первой относятся книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Ко второй – книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Такое деление основано на объеме пророческих книг. Например, если количество глав в книгах великих пророков находится в интервале от 14 до 66, то в книгах малых пророков этот интервал составляет от 1 до 14. Книга пророка Авдия содержит всего одну главу, являясь самой маленькой, в то время как в книге пророка Исайи – 66 глав. Целый ряд дней памяти малых пророков приходится именно на Рождественский пост, а памяти других из их числа тесно по времени к нему прилегают.

Все пророки жили до Рождества Христова. Кто такие малые пророки, когда они жили и чем знамениты? Прежде чем начать рассказ о них, необходимо отметить, что пророком в библейском понимании является человек, призванный Богом возвещать волю Божию, то есть говорить от лица Бога. Разумеется, такое понимание пророческого служения является более широким, нежели только предсказание будущего. Слово пророка было обращено к современникам, но как Слово Божие, отраженное в Священном Писании, оно обращено и к нам, людям XXI века. Нужно помнить следующее: наши сведения о пророках часто носят фрагментарный характер, что-то является предположением, сделанным на основе тщательного изучения текстов оставленных ими книг. Древние христианские предания о пророках также имеют большое значение, но не всегда являются определяющими.

Иоиль. В связи с тем, что в книге Иоиля отсутствуют привязки к конкретным историческим личностям или событиям, точная датировка книги затруднена. Святоотеческая традиция относит Иоиля к пророкам, которые совершали свое служение до вавилонского плена. Святитель Кирилл Александрийский называет Иоиля современником пророков Осии и Амоса. В русской библейской науке XIX века было распространено мнение, что Иоиль пророчествовал при иудейском царе Иоасе (ок. 835–796 гг. до Р.Х.). Современная западная библеистика стремится к более поздней датировке (VI–V века). Сначала пророк Иоиль описывает засуху и нашествие саранчи, бедствия, обрушившиеся на Иудею, призывая всех к покаянному плачу. Затем Иоиль возвещает возвращение земных благ, излияние даров Святого Духа в мессианские времена, грядущий День Господень, праведный суд и благословения Божии. Пророчество о нисполании даров Святого Духа (Иоил. 2:28–32) исполнилось в день Пятидесятницы на апостолах, которые получили для проповеди христианства как дар говорения на различных языках (Деян. 2:14–16), так и другие благодатные дары. Дары Духа Святого не перестанут преподаваться в Церкви Христовой до конца времен в Таинстве Крещения и других Таинствах.

Иона. Пророк Иона, сын Амафии, пророчествовал при Иеровоаме II (4 Цар. 14:25) и был старшим современником Амоса и Осии. Книга пророка Ионы отличается от других пророческих книг тем, что не содержит послания к Израилю, которое Бог велит сообщить, но рассказывает произошедшее с пророком. Сам этот рассказ и есть пророческое послание. Яхве посылает Иону обличить беззакония жителей Ниневии, столицы Ассирии, и призвать их к покаянию. Иона, не желая исполнять повеление Божие, садится на корабль и плывет в противоположенную сторону, в Фарсис. Но на море поднялась сильная буря, моряки-язычники стали бросать жребий, чтобы выяснить причину гнева богов. Жребий пал на Иону. Он сам попросил выбросить его за борт, чтобы буря утихла. Так и сделали. Иону проглотила «большая рыба», в чреве которой он пребывал три дня и три ночи. Кит изверг пророка на сушу живым. После этого Господь повторяет Свое повеление идти в Ниневию. На этот раз Иона согласился. Ниневитяне прислушались к проповеди Ионы, наложили на себя пост и покаялись. Сам Иисус Христос, ссылаясь на произошедшее с Ионой, говорил, что пребывание Ионы во чреве большой рыбы три дня и три ночи символизирует пребывание Спасителя в чреве земли три дни и три ночи (Мф.12:40), то есть история Ионы указывает на смерть Христа, Его погребение, сошествие во ад и воскресение.

Михей. Пророк происходил из Иудеи, из селения Морасфи, которое находилось к юго-востоку от Иерусалима. Михей пророчествовал при иудейских царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, то есть в период с 740 по 695 гг. до Р.Х. Он был современником Осии и Исайи. Михей не принадлежал к аристократическим кругам, но был выходцем из простого народа, что и отразилось в простоте языка его книги. Михей предсказывает разрушение Самарии за ее идолопоклонство, а также разорение Иерусалима, подчеркивая обилие социальной несправедливости среди иудеев. По святоотеческому толкованию, пророк предсказывает распространение евангельской проповеди среди евреев и язычников. Однако самым известным пророчеством Михея является предсказание о рождении Мессии в Вифлееме: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2). В заключительных словах стиха отцы видят указание на предвечное рождение Сына Божия по Божеству.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В рамках Рождественских чтений пройдет Форум православной молодежи Симбирской епархии

В рамках Рождественских чтений пройдет Форум православной молодежи Симбирской епархии

С 16 по 18 ноября в гостинице Венец (ул. Спасская д.19/9) пройдет IV Форум православной молодежи Симбирской епархии.

В Симбирске пройдет региональный этап Рождественских образовательных чтений

В Симбирске пройдет региональный этап Рождественских образовательных чтений

С 18 по 21 ноября в Симбирской епархии пройдет региональный этап XXVII Международных Рождественских образовательных чтений. В этом году крупнейший церковно-общественный форум будет посвящен теме «Молодежь: свобода и ответственность».