Блаженство гонимых

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:10-12).

Один мой очень хорошо знакомый священник часто начинает беседу перед крещением с вопроса: «а чего вы ждете от Таинства?» Многие привычно говорят о том, что крестят ребенка, чтобы у него было все хорошо, крестятся сами потому, что так принято или такова традиция в семье. Многие ожидают комфорта в жизни, успехов в работе, здоровья… Таковым он – этот по-настоящему добрый священник – напоминает о словах Христа о гонениях и о земной жизни Самого Воплощенного Слова. И, исходя из того, что христианство есть христоподражание, приходит к выводу, что христианам придется тоже идти к Царству Божьему скорбным путем. Это весьма отрезвляюще действует на тех, кто хочет стать христианином в поисках бытового комфорта.

Действительно, христианин всегда гоним. Кто-то из святых говорил, что Церковь есть Тело Христово, Которое всегда ломимо. Эти гонения бывают разными: спорадическими, как на заре христианства; систематическими, как это было от Траяна – до Константина Великого; порожденные внутренними разделениями, ересями, расколами; от лжебратии, предателей внутри церковной организации и так далее и так далее… Каждому времени – свои испытания. Почему так происходит? Думаю, что из-за того, что христианство – это история инаковости. Это о том, что верующий поступает не так, как привыкли поступать все остальные и поэтому в глазах этих остальных он – глупец, юродивый. А таких необходимо вытеснить из своего мира. Не зря Павел пишет, что «все, желающие благочестиво жить во Иисусе Христе, будут гонимы» (2Тим. 3:12).

Господь был честен со своими слушателями и поэтому заповеди блаженства оканчиваются такой правдой: счастливы вы, когда гонимы за имя Мое. Когда я пишу эти строки, то ловлю себя на мысли, что легко рассуждать о блаженстве гонений, сидя с книгами и перед экраном компьютера в теплой комнате. А ведь где-то даже и сейчас за одно лишь исповедание имени Христа людей расстреливают, а ведь совсем еще недавно христиан убивали здесь, на нашей симбирской земле, ровно как и по всей России. Я не говорю уже о том, что терпели первые христиане: с живых с них снимали кожу, обливали горящим маслом, заживо сжигали, выкидывали на растерзание диким животным. Когда вспоминаешь все то, что читал когда-то о мучениках, то всегда задумываешься: а как можно в этом состоянии испытывать блаженство? Как можно обрести счастье, когда между жизнью и смертью грань практически стерлась, а стирают ее, к примеру, твои собственные родители? Это все вопросы, относящиеся, конечно, к нашей временной жизни, относящиеся к сиюминутному, а христианство – это о вечном. Оно ведь говорит о Царстве Бога. Того Самого Бога, Который ради каждого из нас – отделенных от Него бездной тварности – пострадал на Кресте, был погребен и воскрес. Того Самого Бога, Который есть не меньше, чем Любовь. Любовь совершенная, истинная. Христианский подвиг мученичества – это свидетельство верности Христу, это самая великая жертва, каковую может принести верующий в Иисуса. Пострадать за веру, значит войти в теснейшее единство с Самим Христом, а это одновременно и цель и награда для всех нас, православных. Думаю, счастье, что во всех этих страданиях ты можешь не только принимать что-то от Господа, но и по-настоящему чем-то пожертвовать ради Него. А Он всегда будет с тобой, утешая, поддерживая. Именно поэтому и многие мученики писали или говорили о том, что рады своим страданиям. По мере того как увеличиваются мучения – увеличивается и благодать Божия. По мере того увеличиваются страдания от мира, ты удаляешься от него, а значит приближается к тебе Сам Христос.

Что же скажем – неужели ради того, чтобы быть со Христом нужно обязательно умереть? Да, но не всегда физически. Иногда нужно умереть для этого мира и продолжать жить для Христа. Жить, свидетельствуя об истинности самой нашей веры; жить, ради того, чтобы и другие могли, видя доброе наше житие, обращаться к вере в Бога; жить, постоянно умирая для похотей, соблазнов тьмы этого века. Предшествующие нам поколения дорогой ценой сохраняли христианство, дорогой ценой – порою ценой собственной жизни – приобретали нам право верить. Нужно достойно принять этот дар. Искренне живущий по вере в Бога, исполняющий заповеди, творящий дела милосердия, приносящий плоды христианской веры – обличитель этого мира. Он раздражитель, он вызов этому миру, так как мир привык жить другими интересами. И, кончено, каждому из нас будут свои испытания: физические, моральные: насмешки, обвинения, клевета… Да много чего могут использовать те, кто не согласен смириться под десницу Божию. Важно помнить слова нашего Господа: радуйтесь и веселитесь! и радость эту никто у нас не отнимет!

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

В Спасо-Вознесенском соборе начались торжества в честь блаженного Андрея Симбирского

В Спасо-Вознесенском соборе начались торжества в честь блаженного Андрея Симбирского

9 декабря, накануне дня памяти святого покровителя Симбирской земли духовенство кафедрального града совершило всенощное бдение, которое возглавил митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий. Главе митрополии сослужили ключарь собора протоиерей...

Служение главы митрополии в неделю 28-ю по Пятидесятнице

Служение главы митрополии в неделю 28-ю по Пятидесятнице

Воскресные богослужения митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил в Спасо-Вознесенском соборе кафедрального града. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Дмитрий Савельев, секретарь Архиерейского совета митрополии...