Пять лекарств против греха

 Дни Великого поста – время, когда каждый христианин обязан подняться из окопа привычной духовной расслабленности и начать активное наступление на свои грехи. Грехи, которые отнимают у нас Бога, а вместе с Ним все дорогое и желанное: счастье, здоровье, долголетие, благополучие, мудрость, гармонию во взаимоотношениях. Наш враг не перестает вести беспощадную борьбу с родом человеческим, побеждая всех нерадивых. Архитектора и музыканта, чиновника и финансиста, монаха и священника, полицейского и военного, учителя и врача, космонавта и шахтера – всех унижает, порабощает, повергает на землю и топчет грех. Как же нам сражаться с ним? Чтобы начать действовать, человеку нужны четкие указания. Святитель Иоанн Златоуст во второй беседе «О диаволе» говорит о пяти путях покаяния. В ней он кратко перечисляет основные правила сопротивления греховной заразе

1.Признай и осуди грехи свои первый

Святитель пишет: «Первый путь покаяния есть осуждение грехов: “Станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться” (Ис. 43:26). Поэтому и пророк говорил: «Исповедаю Господу преступления мои» (Пс. 31:5). Итак, осуди и ты грехи свои: этого достаточно для Господа к твоему оправданию, потому что осудивший грехи свои не так скоро решится опять впасть в них. Пробуди внутри у себя обличителя – твою совесть, дабы там – на судилище Господнем – не иметь тебе обличителя. Вот один путь покаяния, прекраснейший!» В другой беседе («Против иудеев») святитель, осмысляя диалог между Каином и Богом, также ссылается на пророка Исаию (43:26). Хотя Каин исповедовал и осудил свой грех, но не очистился от него, потому что Бог первым обличил преступника в беззаконии. Златоуст обобщает: «Главное вот в чем: не просто сказать, но сказать первому, не выжидать обличителя и обвинителя. А Каин не сказал первый, но выждал обличения от Бога, да и тогда, как Бог обличал его, отрицался». Человек должен первый сказать Богу свои грехи, признать их и осудить. Он должен сказать: «Я люблю деньги», «Я не умею прощать» или «Я – блудник». Когда Господь на суде станет открывать грешнику его беззакония, будет уже поздно и бессмысленно оправдываться. Бог знает все наши прегрешения, но Он просит нас первыми признаться в них, чтобы простить, а не наказать. Грехи, исповеданные со слезами перед Богом, очищаются, а душевные раны от них исцеляются. На пути покаяния нас питают Таинства Исповеди и Причастия, возвращая нам благодать и силы для дальнейшей борьбы. Различные современные течения философской, психологической, социальной мысли говорят человеку: то, что христиане называют грехами, на самом деле являются вещами естественными. Например, блуд – это не грех, а норма, запрограммированный эволюцией механизм совокупности физиологических, химических и психических процессов, предназначенный для размножения и выживания человеческого рода. Оправдать можно все! Неспроста в Древней Греции преуспевали софисты, которые за соответствующую плату отстаивали противоположные точки зрения. Но нам важно помнить, что в очах Божиих грех остается грехом, как бы современный мир его ни оправдывал, и за них нам придется ответить.

2. Прости ближнего Второе средство очищения от грехов, по Златоусту, состоит в том, чтобы «не злопамятствовать на врагов, сдерживать гнев, прощать грехи, потому что в таком случае простятся нам и наши грехи против Господа». Прощая грехи людям, которые окружают нас, мы подражаем любви Небесного Отца, Который долготерпит и прощает лично нам многие согрешения. Христос говорит прямо: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14–15). Здесь жесткая зависимость: если я не прощаю, то и меня не простят. Мы, наполненные грехами, еще смеем осуждать всех вокруг: родных, товарищей, случайных встречных, реальных и мнимых обидчиков. Осуждаем и не хотим прощать! Мы не наследуем Царство Небесное, Святого Духа не будет на нас, если не научимся прощать, ибо грехи наши так и останутся с нами.

 3. Молись усердно о своем спасении

Третьим способом покаяния святитель называет «пламенную и усердную молитву, возносимую из самой глубины сердца». Что значит «усердная» молитва? Златоуст предлагает вспомнить евангельский рассказ о том, как вдовица своими просьбами добилась от жестокого судьи решения дела в свою пользу (Лк. 18:3–5). Во времена Христа образ вдовицы – это образ самого беспомощного человека. Зарабатывал муж, а жена занималась домом. Если муж умирал, то вдова оставалась без денег и защиты. Вдовица из притчи знает судью, который может защитить ее от врагов, но он «Бога не боялся и людей не стыдился». Беспомощная женщина не теряла надежды, терпеливо приходила к нему и надоедала своей просьбой. И в конце концов он сказал сам себе: «Я хоть и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но помогу ей, потому что она надоела мне». Христос толкует эту притчу так: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк.18:6– 7). Если грешный человек исполнил просьбу надоевшей ему беспомощной вдовы, то тем более «Кроткий, Снисходительный и Человеколюбивый» Господь услышит постоянно просящих Его. Господь «медлит защитить», чтобы проверить терпение и веру молящихся. Усердная молитва – это молитва терпеливая, «надоедающая» Господу. Долгая, неотступная молитва – это знак крепкой веры. К сожалению, многие люди не имеют терпения в молитве. Попросили раз, два, а Господь не дает. Перестали просить. Человек с такой нетерпеливой молитвой от грехов не избавится. Молитва – это искусство, которому нужно учиться всю жизнь.

4. Твори милостыню

Четвертым путем покаяния и очищения грехов Иоанн Златоуст называет милостыню, которая, по слову святителя, «имеет великую и несказанную силу». В качестве примера этой великой силы Златоуст ссылается на слова, которые пророк Даниил сказал нечестивому вавилонскому царю Навуходоносору, истолковав тревоживший его сон: «Царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» (Дан. 4:24). Почему святитель привел этот пример? Следует вспомнить, что именно Навуходоносор завоевал и разорил Иерусалим, увел евреев в вавилонский плен, а тех, кого не увел, оставил мертвыми лежать на улицах священного города, и, наконец, он разрушил единственный на тот момент в мире храм Истинному Богу – Иерусалимский. Если такой грешный царь может правосудием и милосердием к бедным искупить свои грехи, то тем более это может сделать человек менее согрешивший! Иоанн Златоуст уделял много внимания проповеди дел милосердия. Помогая нуждающимся, человек уподобляется Богу, Который заботится и о праведниках и о грешниках. Приходил ли ты к больному, одевал ли раздетых, кормил ли нищих, заботился ли о сиротах, ухаживал ли за беспомощными стариками – именно об этих делах спросит нас Господь на Страшном Суде. Сейчас подать милостыню можно через специальные православные сайты, на которых размещаются объявления о людях, заслуживающих доверия. Пожертвовать деньги в бедное село на ремонт храма или школы, нуждающемуся лекарства купить, немощным старикам по хозяйству помочь, совет дать, если действительно разбираешься в вопросе, – это и есть милостыня, покрывающая грехи.

5. Не думай о себе высоко

Пятым средством очищения грехов Златоуст называет скромность и смиренномудрие. Святитель ссылается на притчу о мытаре и фарисее, в которой мытарь не мог указать на свои добрые дела, но вместо таких дел показывает Богу смирение – и слагает с себя тяжкое бремя грехов (Лк. 18:13). Фарисей, действительно, по внешней норме был праведен: предписания закона исполнял, молился, омывался, изучал Писание, но этого мало перед Богом. Кроме этого, он был горд своей праведностью и осуждал других, например попавшегося ему на глаза мытаря. Мытарь, напротив, обирал своих собратьев по вере под предлогом взимания налогов, но сознавал свой грех, поэтому он взывал только: «Боже! Милостив будь мне, грешному». В итоге фарисей вышел из храма, потеряв праведность. Мытарь же вышел, стяжав благочестие. Святитель определяет смиренномудрие как уничижение великим человеком самого себя. В этом смысле мытарь не был смиренномудрым. Он всего лишь видел реальность своей греховности, но и это принял Господь. Какой бы высокий пост ты ни занимал, какой бы духовной высоты ни достиг – не гордись своими добрыми делами, не думай о себе много. Огради добродетели смирением. Ты обычный человек, которому скоро умирать, а если возомнишь о себе много, то Господь всегда может напомнить тебе твои грехи. Святитель Иоанн Златоуст призывает каждый день проходить эти пять путей покаяния, которые являются легкодоступными лекарствами для врачевания греховных ран души, восстанавливающими ее истинное здоровье. Человек, научившийся бороться со своими грехами, приобретает ясное зрение и трезвый ум.

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В Симбирске открыта мемориальная доска памяти священномученика Неофита Любимова

В Симбирске открыта мемориальная доска памяти священномученика Неофита Любимова

21 июля в Симбирске состоялось открытие мемориальной доски в память о подвиге священномученика Неофита Любимова, пресвитера Симбирского, принявшего мученическую кончину в годы советских гонений.

В праздник обретения Казанской иконы Божией Матери митрополит Анастасий совершил Литургию

В праздник обретения Казанской иконы Божией Матери митрополит Анастасий совершил Литургию

21 июля, в праздник явления Пресвятой Богородицы во граде Казани, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Ульяновска.