Неделя Крестопоклонная через призму Триоди Постной

Третье воскресенье Великого поста посвящено Честному и Животворящему Кресту Господню. Этот день также называется Неделей Крестопоклонной. Думаю, следует напомнить, что в церковной традиции воскресные дни принято именовать «неделями», а недели в нашем современном понимании – «седмицами».

Итак, мы с вами говорим о третьей неделе поста, за которой следует его четвертая седмица. Это время важно тем, что христиане уже прошли половину пути к Пасхе и находятся в середине Великого поста. И здесь, в центре, нашему взору предстает святой Крест.

Согласно 51-му правилу Лаодикийского Собора, не разрешалось совершать праздники в будние дни Великого поста, поэтому их переносили на великопостные субботы и воскресенья. Таким образом, памяти преподобной Марии Египетской, преподобного Иоанна Лествичника и поклонение Животворящему Кресту перешли в Постную Триодь из Минеи (круга непереходящих годовых памятей), а Неделя святителя Григория Паламы появляется только в XIV веке по полемическим мотивам.

Согласно рукописи XIII века, воспоминание о Кресте в середине поста появилось по случаю перенесения части Святого Древа (подножия Христова) из Апамеи в Константинополь при им- ператоре Иустине. Неизвестно, какой император имеется в виду: Иустин I (518–527) или Иустин II (565–578).

Тем не менее Животворящий Крест, воздвигнутый в середине поста, гармонично сочетается с идеей предпасхального постного подвига. Давайте откроем Постную Триодь и посмотрим, основываясь на гимнографии служб Недели Крестопоклонной, как Церковь связывает Крест Христов, Великий пост и Пасхальное торжество.

Прежде всего обратимся не к текстам песнопений, а к синаксарю Недели Крестопоклонной. Синаксарь – это специальный текст, который содержит сведения о празднике или о святом и говорит о причинах установления данного торжества. Синаксарь читался на утрени после 6-ой песни канона. Сейчас в приходских храмах нет такой практики. Автор синаксаря Недели Крестопоклонной точно неизвестен, хотя сама Триодь называет Никифора Каллиста Ксанфопула, константинопольского историка и богослова, жившего в первой половине XIV века.

Благодаря переводческой деятельности монастырей Святой Горы Афон славянские переводы синаксарей появляются на Руси, и к концу XIV – началу XV века в богослужение Русской Церкви входит практика их чтения Великим постом.

Автор синаксаря видит цель воспоминания о Кресте в том, чтобы укрепить и воодушевить людей, проходящих постное поприще. Ведь умерщвляя в посту свои страсти, люди терпят горечь и уныние. Постник распинается подобно Христу. Боль и кровь Креста – это путь, которым прошел Сын Божий к славе Своего Воскресения. Крестный путь Великого поста ведет человека к воскресению души.

Ксанфопул использует несколько образов, чтобы объяснить мысль об укрепляющей роли Креста:

В Византии существовала традиция – перед возвращением царя из похода сначала приходили приближенные, которые несли царские скипетры и знамена, возвещая о победе. Так перед приходом воскресшего Царя- Христа в середине святой Четыредесятницы для утешения постников приносится царское знамя, возвещающее о победе над смертью, – Животворящий Крест.

Подобно тому, как пророк Моисей по повелению Господа положил в источник с горькой водой древо, чтобы вода стала сладкой и пригодной для питья (Исх. 15:23–25), так и отцы положили в середине поста, чтобы усладить его, Древо Крестное. Ибо пост из-за сокрушения и печали похож на такой же горький источник.

Крест – это древо жизни. Посреди рая было также посажено древо жизни. Отцы поместили Крестное Древо посреди поста, призывая помнить Адамово падение и одновременно показывая, что через Крест Христов мы получаем избавление от причиненной непослушанием Адама смерти. В гимнографии часто встречается идея о зеркальном исправлении падения, случившегося в раю. Каждому ошибочному шагу райской трагедии отцы пытаются противопоставить верный шаг в Евангельской истории спасения. Первый Адам не исполнил заповедь Божию, а Христос, Второй Адам, – исполнил, Ева послушалась змия, а Пресвятая Дева Мария явила послушание Богу и стала Матерью Божией, через Древо жизни пал первый человек, а через Древо Крестное оживотворяется человеческий род.

Предвкушение радости Воскресения Христова, которая следует за подвигом поста, особенно ярко выражено в каноне утрени Недели Крестопоклонной авторства преподобного Феодора Студита. Ирмосы канона Триоди в этот день – это ирмосы Пасхального канона «Воскресения день…». Мы говорим «Воскресение», подразумеваем Крест. Мы говорим «Крест», подразумеваем Воскресение.

Кондак и икос, которые читаются после 6-ой песни канона, говорят об открытии рая и победе над адом. В икосе ад персонифицируется. Увидев распятого Христа, он обращается в недоумении к своим воинствам.

Крест поколебал основания смерти, потому что на нем был распят Податель Жизни, Которого ад, алчно поглотив, должен был отпустить с трепетом.

На протяжении всей службы воспевается Крест как оружие победы над адом и смертью, описываются его величие и могучая сила, страшная для демонов и помогающая христианам: «Ликуют в веселии Ангелов полки в сей день поклонения Кресту Твоему: ибо Им Ты демонов полчища сокрушил и спас, Христе, человечество» (тропарь 5 песни Канона).

 Сила и благодатная помощь Креста, которую подает распятый на нем Господь, выражается в трех моментах. Во-первых, крестное знамение, совершенное с верой и призывом имени Христова, ограждает от греховных мыслей, страстных образов и воспоминаний о порочных делах, которые невидимые враги предлагают уму, чтобы заманить человека в реальный грех. Пораженные благодатью Креста, они отступают.

Во-вторых, Крест Христов дает людям жизнь, делая их более стойкими в борьбе со страстями. Крестное знамение облекает их светлой одеждой, которая дает свободу от страстного горения и жжения, может исцелять душевные и телесные болезни.

В третьих, крест – это источник благодатных дарований, благодаря которому христиане просвещаются и освящаются, получают радость, если хранят пост.

Распятие Сына Божия – это событие, затронувшее все творение: ангелов и демонов, людей и неживую природу. Крест Христов почитает весь христианский мир как знамя своего грядущего преображения: «Все творение, видя висящим на Кресте нагим Тебя, Творца и Создателя всего, изменялось в страхе и сокрушалось: солнце умалило свет и земля волновалась, скалы же распадались и блистающая завеса храма разрывалась, мертвые восставали из гробниц и Ангельские воинства поражались и восклицали: «О чудо! Судия подвергается суду, страдает добровольно для спасения мира и обновления!» (стихира с литии на Великой Вечерне).

 В Неделю Крестопоклонную верующие призываются обратить свой мысленный взор к концу постного пути – к Святым Страданиям Господним и следующему за ними Светлому Христову Воскресению. Христиане обращаются к Пресвятой Богородице, прося Ее молитв, чтобы сподобиться дожить до этих спасительных дней: «Древу, на котором пречистые Свои длани за нас распростер пригвожденный на нем Сын Твой, Всечистая, ныне мы благоговейно поклоняемся. Даруй же нам мир и удостой достигнуть спасительных для мира дней всесвященных страданий Христа и светлой и миру радостной Господней Пасхе поклониться и светоносному дню!» (Богородичен).

Богослужебные тексты третьей недели Великого поста наполнены радостью и ликованием о победе Христовой. В середине постной горечи и мрака ярко блистает Пасха. Так Церковь укрепляет своих верных чад.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Преображенского храма пгт. Новоспасское

Митрополит Анастасий возглавил престольные торжества Преображенского храма пгт. Новоспасское

Вечером 18 августа, в канун Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Анастасий совершил всенощное бдение в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе города Симбирска.

Священнослужитель провел вебинар для педагогов общеобразовательных школ

Священнослужитель провел вебинар для педагогов общеобразовательных школ

В пятницу, 17 августа, в Ульяновске состоялся вебинар для педагогов предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» общеобразовательных организаций Ульяновской области.