Покаяние – главная дорога к Богу

На пятой седмице Великого поста в православных храмах совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. Через воспоминание духовного пути преподобной Марии Церковь призывает нас встать на путь покаяния. Есть ли разница между покаянием и раскаянием? Об этом и многом другом корреспондент газеты «Православный Симбирск» Сергей Николаев побеседовал с настоятелем храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Большие Ключищи протоиереем Михаилом КАЧАЛОВЫМ.

– Отец Михаил, мы часто слышим слово «покаяние», но, пожалуй, редко задумываемся о том, что оно значит. Хотелось бы узнать, какой смысл Православная Церковь вкладывает в это слово?

– «Покаяние» в переводе с греческого означает «раскаяние» и «изменение ума». Когда человек понимает, что он делает плохо в первую очередь себе, его душа начинает болеть, поэтому он хочет себя изменить. Дело в том, что все мы – образ и подобие Божие, но все мы совершаем ошибки в жизни. У всех нас есть недостатки: у кого-то их больше, у кого-то – меньше. Мы не всегда знаем волю Божию, выбирая свой жизненный путь. Естественно, не можем избежать и ошибок. Поэтому Господь из милосердия дал нам возможность покаяния. Любой грех может быть прощен человеку, кроме греха нераскаянного. Очень важно осознавать этот факт и не забывать о нем. Господь призывает нас: будьте святы. Прийти к святости без покаяния невозможно. Поэтому покаяние – это необходимое условие жизненного пути каждого православного христианина.

– Как определить истинность покаяния?

– Истинность покаяния заключается в том, что мы каемся и верим, что Господь простит нас. Осознаем свою греховность и стремимся исправиться. Пусть не все получается сразу, ведь нельзя из первого класса перейти в десятый. Господь говорит, что Царствие Небесное силою берется, поэтому определенные усилия от нас, конечно же, должны исходить.

– Может ли покаяние осуществляться в несколько этапов?

– Мне кажется, что это процесс непрерывный. Есть периоды, когда возрастает интенсивность покаяния, как, например, в Великий пост. Ведь зачастую мы говорим, что хотели бы что-то сделать, но нам некогда. А когда нам слишком некогда – это верный признак того, что мы далеки от Бога.

– Что должен сделать человек, чтобы измениться внутренне?

– Я считаю необходимым, чтобы человек с собой договорился. Нужно понимать, что полезно для тебя, а что – нет. Если внутренне человек решится на подвиг, то потом получит радость от этого. Если будет себя пугать неимоверными усилиями – ничего хорошего не выйдет. Без Бога мы не можем пройти эту дорогу, только с Ним все возможно.  «Кому можно спастись?» – вопрошали апостолы у Христа. Человеку одному это не под силу. Но с помощью Бога, Который видит благое человеческое стремление, это реально.

– Покаяние и раскаяние – это синонимы?

– «Покаяние» и переводится как «раскаяние». Эти слова друг друга дополняют. Человек кается на Исповеди, а раскаивается – когда оплакивает в душе свой дурной поступок или помысел. Исповедь рождает как покаяние, так и раскаяние человека. Он начинает внутреннюю работу над собой.

– Вопрос, который часто задают верующему: почему Господь прощает человека, который грешил всю сознательную жизнь, раскаявшись лишь под самый ее конец (разбойник на кресте), а человека, старающегося вести праведный образ на протяжении всей жизни, Господь подвергает разным испытаниям и не факт, что простит за содеянные грехи? Как бы Вы на него ответили?

 – Господь прощает человеку те грехи, в которых он раскаялся. Принято считать, что Господь забирает человека в нужный момент для оправдания. Нам часто задают вопрос: почему этот человек вот что творит и живет хорошо, а другой – хороший человек, но неожиданно его, например, не стало. Если человек не живет духовной жизнью, ему кажется, что это глу- пость или какой-то рок. Поэтому если говорить о покаянии в конце жизни… Мы не знаем, что будет с нами. У нас же нет прозорливости, чтобы узнать это. Но даже прозорливые люди не говорят об этом, чтобы человек имел при жизни возможность измениться. Господь говорит: «В чем Я найду вас, в том и буду судить». Это держит человека в тонусе, заставляет его быть готовым к моменту смерти. Мы привыкли судить людей. Этот святой, этот грешный. Но кто из нас имеет такое право? Кто может увидеть, что именно творится в глубинах человеческой души? Только Господь, потому что Он – Сердцеведец. И на Кресте Господь видел, что разбойник свят, что его покаяние искреннее. Если христианин находится рядом с Богом, он знает, что Бог есть любовь, что Он не просто так что-то попустил, и человек успокаивается. У него есть надежда и упование. Как говорят святые отцы, нужно, чтобы мы смотрели на жизнь с точки зрения именно Креста Господня, с духовной точки зрения. Вспомним притчу о работниках, получивших одинаковую плату: кто-то из них работал один час, кто-то целый день, но всем Господь дал по одному динарию. Христос ко всем стучится, но неизвестно, будет услышан стук или нет. Чтобы Господь мог дать человеку способность раскаяться и изменить себя, мы за него молимся. Мы не знаем, когда закончится наша жизнь. Не знаем, успеем раскаяться или нет. Мы просим о кончине мирной, но не можем наверняка знать, будет ли она таковой. Поэтому нельзя откладывать покаяние.

– Что говорит нам Церковь о прощении? Что делать, если мы, казалось бы, и простили человека, но обида на него все равно живет где-то глубоко в сердце и нет-нет напоминает о себе?

 – Человек в этом случае сам себе вредит. Эта непрощенная обида другими словами называется скрытым самоубийством. Из-за чего мы в принципе обижаемся? Из-за гордыни. Мы считаем, что все к нам должны хорошо относиться. Если мы другого человека не прощаем, значит, Господь и нам что-то не простит. Все мы совершаем ошибки и хотим, чтобы нам простили их. Поняли, не осудили. Так давайте начнем с себя! Когда приходят к нам такие обидчивые мысли, выбор всегда за нами – пойдем мы за ними или нет. Если появляются такие помыслы, подумайте о любви к своей душе, к душе другого человека. Помимо внешнего раскаяния, как в Прощеное воскресение, нужно постоянно проводить еще и внутреннюю работу. При выполнении этих условий у человека словно появляются крылья, ему становится легче, когда он кого-то искренне простил... Говорю это, опираясь на свой опыт и опыт многих других людей. Не прощая других, человек увеличивает преграду, которая и так отделяет его от Бога.

– Покаяние, раскаяние, прощение… Как не терять трезвенного подхода и не переходить в формализм?

– Обратимся к Священному Писанию и вспомним слова святого Иоанна Предтечи, который говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Покаяние – это двери, открывающие нам дорогу к Богу. Чтобы формализма не было, мы постоянно должны помнить, что мы без Бога не можем существовать. Нужно, чтобы человек постоянно говорил: «Господи, открой мне, расскажи мне, что я сделал не так? Тем ли путем я иду?» Человек не получит пользы, если будет просто «для галочки» раз в месяц ходить на исповедь. Хочется, чтобы не было формализма, а была вера.. Чтобы мы в себе эту веру укрепляли через таинства.

 

Все новости раздела




Новости митрополии

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

Архипастырь возглавил престольный праздник храма Рождества Богородицы с. Полдомасово

21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Симбирский и Новоспасский Анастасий возглавил служение Божественной литургии в старинном храме Рождества Пресвятой Богородицы села Полдомасово.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В Спасо-Вознесенский собор принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.

В четверг, 20 сентября, в Спасо-Вознесенский кафедральный собор города Ульяновска был принесен ковчег с частицами мощей святых Киприана и Иустины.