Что нельзя делать во время Причастия?

Все мы прекрасно знаем, что христианин должен чаще приступать к Таинству Евхаристии, иначе у него не будет духовных сил. Кто-то уже много лет причащается Святых Христовых Тайн, а кто-то пришел в первый раз, но, к сожалению, сказанное ниже относится и к первым, и ко вторым.

Часто священнослужители с некоторым опасением выходят из алтаря с Потиром – неизвестно, что можно ожидать от людей, пришедших причащаться. Речь идет об обычных взрослых людях, которые, подойдя к Чаше, либо впадают в «священный ступор», либо, наоборот, чересчур активны. В связи с этим давайте поговорим о часто встречающихся странностях, которые проявляют люди в момент Святого Причащения.

 Причастие в обычном режиме должно проходить так: человек с крестообразно сложенными руками (правая поверх левой) подходит к священнику, который держит Чашу в руке, и останавливается на таком расстоянии, чтобы священник мог без затруднений донести лжицу (специальную ложку) с Причастием до уст человека. Подошли, назвали свое имя священнику, открыли рот, аккуратно забрали Причастие губами с лжицы, спокойно дождались, когда вам вытрут уста специальным платом, поцеловали подножие Чаши (если вам позволяют) и молча отошли к столику, где работники храма предлагают вам кусочек просфоры и запивку (компот, вода или сильно разбавленное вино). Запили. Все.

Ваша основная задача, как и священника, – не допустить, чтобы Святое Причастие упало на пол или на одежду. По церковным правилам, если Причастие попадет на одежду или священническое облачение – их нужно сжигать! Я сомневаюсь, что женщина в дорогой шубе позволит ее сжечь, если на нее попадет Тело и Кровь Христовы. Чтобы избегать подобных ситуаций, Причастие следует принимать аккуратно, внимательно и без спешки.

 • Не следует резко подходить к Чаше. Во-первых, этим вы можете напугать священника тем, что врежетесь в Чашу и Святые Тайны прольются, а это, в свою очередь, может спровоцировать у священника инстинктивное резкое действие, от которого Дары также могут пролиться. Во-вторых, вы можете на самом деле врезаться в Чашу, не успев затормозить. Обычно стоящие с платом диаконы или алтарники говорят подойти ближе или отступить дальше. Подлетать не нужно, равно как и тормозить движение очереди.

• Не нужно опускать голову вниз. Вас технически невозможно причастить, если вы склонили голову. Смотрите на священника, прямо перед собой. Все внимание на лжицу.

• Не нужно стоять с открытым ртом после Причастия. Бывают такие люди, которым говорят: «Закройте рот», а они не слушаются, еще и пытаются спорить. Почему? Это недомыслие? Брезгливость? Вы боитесь дотрагиваться до лжицы? Священнослужители, между прочим, после всех причастников: детей, взрослых, стариков – потребляют оставшиеся Святые Дары, пользуясь этой самой лжицей.

• Не нужно целовать плат. Чтобы на губах не осталось Крови Христовой, уста вытирают специальным красным платом. В этот момент тоже начинают твориться необъяснимые вещи! Один человек опускает голову вниз, другой – целует плат (зачем?), третий – вывертываясь самым неожиданным образом, пытается сократить время этого неприятного для него действия до минимума. Каждый из этих трех не позволяет священнослужителю качественно вытереть себе уста. А если Кровь Христова попадет с его губ опять же на одежду или в другое место? Это поругание святыни!

• Не креститесь до и после Причастия. Даже если вы уже причастились, но все еще рядом с Чашей, из-за крестного знамения Чашу можно случайно толкнуть. Здесь все то же правило: важно не пролить Святые Дары. После Причастия целуют основание Чаши, ее подножие. Но практика в этом вопросе различна: где-то всегда позволяют это делать, где-то никогда не разрешают, а где-то в зависимости от количества народа. Когда пять человек причастников поцелуют Чашу, существенной задержки во времени не возникнет, но когда их 50-100-200 – это уже займет значительное время, прибавьте к этому сумятицу, наличие престарелых прихожан, которые просто могут упасть, когда потянутся к Чаше – в таких ситуациях лучше не рисковать. Правило простое: дают целовать Чашу или даже в каких-то приходах требуют целовать – целуйте. Не позволяют, платом закрывают, говорят, что не надо это делать – не целуйте. Слушайте священника. А ведь есть такие прихожане, которые только причастились – и здесь же, у Чаши Христовой – начинают ругаться со священником, требовать, чтобы разрешил, руками лезть к Чаше! Если вас какой-то почтенный старец научил целовать Чашу, а в другом храме вам не разрешают, не нужно скандалить – езжайте причащаться к тому, кто вас так благословил. Хотя мысль мне кажется странной: неужели прикоснуться к Чаше важнее Того, Кто в Чаше? Кстати, целовать нужно именно подножие Чаши, а не руку священника, который ее держит.

Зачем нужна запивка? Для того чтобы у вас во рту не осталось Тела и Крови Христовых – вы омываете рот запивкой и проглатываете ее.

Другой вопрос в том, что, к сожалению, бывают священники, которые небрежно преподают Святые Тайны. Бывают и диаконы с алтарниками, которые должны следить за вашими устами, а они задумались или не выспались… Учитывайте и это! Сами будьте начеку!

Диакон Димитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Священнослужитель провел вебинар для педагогов общеобразовательных школ

Священнослужитель провел вебинар для педагогов общеобразовательных школ

В пятницу, 17 августа, в Ульяновске состоялся вебинар для педагогов предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» общеобразовательных организаций Ульяновской области.

Симбирские школьники приглашаются принять участие в олимпиаде «В начале было Слово…»

Симбирские школьники приглашаются принять участие в олимпиаде «В начале было Слово…»

Московский православный институт святого Иоанна Богослова при поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Российского православного университета организует VI олимпиаду школьников