В доме фарисея

В Евангелии очень много драматичных моментов, которые через короткие описания представляют нам такие характеры, которые являются столь яркими и «выпуклыми», что потрясают своей живостью, а иногда и живучестью… Следующим событием, после монолога Иисуса «все мне предано Отцом», является общение Христа и грешницы в доме у фарисея по имени Симон.

Этот рассказ появляется в Евангелии по Луке в 7 главе. Иисус приходит в дом Симона для того, чтобы участвовать в трапезе. Традиционно при посещении дома каким-то значительным учителем за трапезу пускались и сторонние люди, которые могли бы услышать нечто от мудрости раввина. Учитель из Назарета безусловно привлекал внимание Своей проповедью, необычностью Своего мышления и поэтому многие хотели услышать Его.

Почему фарисей пригласил Его в дом? Казалось бы, что в Евангелии отношения между Богочеловеком и фарисеями далеки от доброжелательных… У комментаторов текста Священного Писания на это есть несколько версий, среди которых предположение о том, что этот Симон был последователем учения Христова или же наоборот пытался поймать Его на каких-то словах или действиях, которые впоследствии могли бы привести к осуждению Иисуса, а может быть Симон получил какое-то благодеяние от Христа и был вынужден пригласить в дом, чтобы как-то отблагодарить.

Если первые версии признаются особенно неубедительными, то последней придерживаются большинство толкователей. В любом случае, Иисус был гостем в доме у фарисея, то есть человека, который является для народа образцом благочестия, хранителем Закона и традиций иудеев. Но по каким-то причинам он не оказывает Иисусу тех принятых норм гостеприимства, которые были распространены в те времена.

Путешественнику, который входит в дом, хозяин должен положить руку на плечо и поцеловать, выражая тем самым приветствие и уважение, демонстрируя радушие и открытость. Затем важно было омыть ноги путника, так как с одной стороны человек скорее всего был уставшим, а с другой в пути он мог пройти по тем дорогам, по которым ходили язычники и соприкоснуться с пылью этих дорог. Нужно было омыть ноги. После же этого воскурялись благовония в доме или на голову гостя капалось небольшое количество благовонного масла (обычно розового). Вот так встречали гостей, которым искренне рады в доме. После этого человека приглашали к столу. В центральной комнате гости возлежали (никто не сидел привычно нам на стульях), протягивая ноги в противоположенную от стола сторону.

Именно так возлежал Спаситель и к Его ногам приблизилась женщина, которая в городе имела дурную славу грешницы и блудницы. Скорее всего, она услышала проповедь Христа и решила, что Его слова помогут ей преодолеть бедственное положение ее. Она пришла в дом фарисея послушать Учителя, но не удержала собственной искренности и начала плакать, слезами омывая ноги Его, тут же она отирала ноги распущенными волосами и вновь начинала плакать и помазывала ноги миром, которое было очень дорогим и которое многие женщины носили с собой на шее. Заметим, что распущенные волосы – это то, что абсолютно не пристало еврейской женщине, обычно это был знак того, что женщина дурного поведения.

Вся эта картина вызывает возмущение у фарисея. Он думает, что Пророк должен был бы знать, что она – грешница, а Иисус ведет себя так, словно не подозревает этого. Христос в ответ на мысли Симона предлагает ему притчу о прощенном долге, когда два человека были должны значительно разные сумму одному человеку, но которые обоим должникам он простил. На вопрос Иисуса: «кто из них больше возлюбит заимодавца?» фарисей логично отвечает, что тот, кто больше был должен. Естественно, одно дело, когда тебе прощают тысячу рублей, а другое, когда сто. И вот далее Христос вспоминает Симону все те упущения, которые он проявил по отношению к гостю (целование, вода, масло) и параллельно указывает на грешницу, что непрестанно умывает слезами Его ноги. «Прощаются ее грехи многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит», - завершает Христос свои слова Симону и, обращаясь уже к грешнице, говорит ей, что вера ее спасла ее.

Вот так, Евангелие показывает нам два характера: уверенного в своей безгрешности, не имеющего нужды в прощении человека и грешницы, которая находилась в нелюбви у всего народа, но при этом устремившая всю свою веру и всю свою любовь к Тому, слова Которого смогли растрогать ее и привести к покаянию.

Не скажу чего-то нового, если отмечу, что нет ничего, пожалуй, худшего для религиозной жизни, чем уверенность в собственной безгрешности. Такие с легкостью нарушат все, что угодно, осудят любого и будут пребывать в холодной уверенности собственной правоты. Вовсе не обязательно каждому опуститься сначала на дно социальной жизни или лишиться моральных устоев, чтобы в полноте почувствовать покаяние, важно никогда не забывать, что нет среди нас человека без греха. К каждому приходит когда-то Христос. И не всегда Он бывает ясно видим, как Симону. Он иногда является в нашей жизни вместе с требующими нашей помощи людьми, Он появляется в каких-то ситуациях, когда наша душа особенно восприимчива к изменениям, но вот чтобы тронуться по пути этих изменений, требуется любовь. Такая любовь, которую показывает нам грешница. Очень важно не стоять на крайностях осознания собственной безгрешности с одной или отчаяния от осознания греховности с другой стороны. Память о грехах пусть будет каждому из нас мотивацией к исправлению, к просьбе Господу о прощении.  

Нам прощает Господь. Действительно прощает все те грехи, в которых мы раскаиваемся, а это повод к тому, чтобы возлюбить много: Его Самого, а вместе с Ним и всех тех, кто являются образом Его, то есть наших ближних.

Иеромонах Филарет (КУЗЬМИН)

Все новости раздела




Новости митрополии

Хор «Образ» даст большой концерт по случаю пятилетия со дня основания коллектива

Хор «Образ» даст большой концерт по случаю пятилетия со дня основания коллектива

25 мая во Дворце культуры «Губернаторский» состоится концерт Мужского камерного хора «Образ». Концерт приурочен к 5-летнему юбилею со дня основания хорового коллектива.

В День славянской письменности в Епархиальном молодежном центре состоится литературная встреча

В День славянской письменности в Епархиальном молодежном центре состоится литературная встреча

24 мая, в День славянской письменности и культуры в Православном молодежном центр «М-центр» состоится литературная встреча. Мероприятие пройдет в формате «живого буккросинга».