Смерть проходит стороной!

Пасха – праздник праздников. Торжество, которого ждут с нетерпением все – как взрослые, так и дети. Но часто ли мы задумываемся над тем, какое значение имеет этот день для всего православного мира? Знаем ли мы, какой смысл вкладывается в пасхальную символику и зачем мы красим яйца и освящаем куличи? Об этом и не только корреспондент «Православного Симбирска» пообщался с иереем Иаковом КОРОБКОВЫМ, клириком Спасского женского монастыря Ульяновска.

– Отец Иаков, расскажите, пожалуйста, историю праздника Светлого Христова Воскресения. Какова связь этого Праздника с Ветхим Заветом?

– Пасха христианская, новозаветная, ведет свое начало от ветхозаветного праздника Песах (с еврейского — «миновал, прошел мимо»), установленного в воспоминание исхода евреев из Египта и освобождения от египетского рабства. О ветхозаветной Пасхе подробно повествуется в 12 главе библейской книги Исход. Бог повелел через Моисея, чтобы в ночь накануне 14 дня месяца нисана (первый месяц лунного календаря) каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо следовало приготовить на огне и съесть с горькими травами и пресным хлебом. Интересно, что в древности при выпечке хлеба в свежезамешанное тесто добавляли старое, кислое, оставленное от прошлого замеса и таким образом новое тесто заквашивалось. Именно поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до Завета с Богом, проведенной в состоянии духовного порабощения. Пресный же хлеб – символ наступившей перемены, отречения от темного прошлого и обретения пути к духовному обновлению и свободе. В ту ночь Бог наказал Египет страшной казнью за то, что фараон не послушал повеления Господа и не отпустил израильский народ в пустыню. Ангел Господень поразил смертью каждого первенца в Египте – от человека до скота, но прошел мимо тех жилищ евреев, двери которых были запечатлены кровью пасхального агнца. Смерть прошла стороной, и еврейский народ избавился от египетского ига! В христианской Церкви древний праздник был переосмыслен как исход из-под власти греха, прехождение от смерти к жизни и от земли к небу, что поэтично и ярко выражено в священных песнопениях праздника: «Воскресения день! Просияем люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и с земли к небесам Христос Бог нас перевел, песнь победную поющих» (ирмос 1 песни канона на утрени, пер. иеромон. Амвросия Тимрота). В этот день мы ликуем и радуемся оттого, что снова, как и в седой древности, смерть проходит стороной, власть ее над людьми сокрушается, мы исходим из греховного плена на свободу и Творец миров раскрывает для людей двери Рая! Так ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской.

– Что можно сказать о значении этого праздника для православного христианина и всего мира?

 – Интересна святоотеческая мысль о вселенском, общечеловеческом значении этого праздника: какая участь ожидала бы мир, если бы христианство не увенчалось Воскресением его Основателя? По словам святителя Григория Нисского, человечество в таком случае лишилось бы главного – высшего смысла своего существования. Если смерть не побеждена Христом и «есть предел жизни <...>если нет Воскресения, то из-за чего труждаются и любо- мудрствуют люди», вступая в борьбу со злом? Если мертвые не воскресают, «станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15: 32). Святитель Григорий Палама писал: «Воскресение Господне является обновлением человеческого естества, и оживлением, и воссозданием, и возвращением к бессмертной жизни». Меж тем Христово Воскресение ни в коем случае не должно пониматься нами только как историческое событие; оно – событие онтологическое, оно дает нам возможность приобщиться благодати Воскресшего Христа. Но для этого, по учению всех отцов Церкви, требуется очищение как телесных, так и душевных наших чувств. Преподобный Иоанн Дамаскин поет: «Очистим чувства и увидим неприступным светом Воскресения сияющего Христа». Следовательно, очищение является необходимой предпосылкой созерцания и общения с Богом. Святитель Григорий Богослов говорит об этом: «Поэтому в первую очередь нужно очистить себя и лишь потом – уже чистым – говорить».

– В чем заключается суть пасхальных символов, таких как агнец, артос и любимые нами с детства куличи и крашеные яйца?

– В христианском богословии пасхальный агнец становится одним из прообразов Христа Спасителя, неслучайно первые христиане зачастую именно в виде агнца изображали Христа на иконах. Хотя уже с VII века по решению VI Вселенского Собора (680 г.) и Трулльского Собора (691–692 гг.) символические изображения Христа в виде агнца, пеликана, рыбы и т. п. уступают место историческому облику Сына Божия, воплотившегося в человеческом виде, и сохраняются, пожалуй, только в книжных миниатюрах и орнаментах. Праздничные пасхальные традиции в разных странах многочисленны и разнообразны, из всеобщих следует упомянуть восходящий к апостольским временам обычай освящать особый пасхальный хлеб – артос. Согласно преданию, после Вознесения Христа на небо апостолы, собираясь на совместные трапезы, оставляли незанятым место во главе стола, а перед ним – часть хлеба, выражая тем самым свое ожидание Христова пришествия и Его незримое присутствие. Этот замечательный апостольский пример был увековечен христианами не только в виде артоса – особого цилиндрического хлеба с иконой Воскресения в навершии, но и в виде похожих на него сдобных нарядных куличей. Также повсеместным пасхальным обычаем является освящение ярко раскрашенных праздничных яиц. Пасхальное яйцо в христианской традиции обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи выглядит мертвым, внутри содержит новую жизнь. Обычай дарить яйца на Пасху связывают с преданием о яйце, подаренном Марией Магдалиной римскому императору Тиберию. Согласно изложению святителя Димитрия Ростовского, святая равноапостольная Мария Магдалина, путешествуя с проповедью о Воскресшем Христе, смогла явиться к императору и подарила ему яйцо, окрашенное в красный цвет, со словами: «Христос Воскрес!» Хотя нередко яйца красят в разные цвета, именно красный является традиционным: он символизирует кровь распятого Христа, пролитую для очищения и спасения всего мира, да и вообще, красный цвет характерен для Пасхи. В частности, таков цвет богослужебных облачений этого праздника. Еще неизменным на Руси праздничным блюдом является творожная пасха. Оригинальная форма ее – усеченная пирамида – символизирует Гроб Господень. Иногда боковые стенки этого угощения украшают символами страдания и Воскресения Иисуса Христа и, конечно же, пасхальной монограммой – буквами ХВ.

Беседовал Сергей НИКОЛАЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Хор «Образ» даст большой концерт по случаю пятилетия со дня основания коллектива

Хор «Образ» даст большой концерт по случаю пятилетия со дня основания коллектива

25 мая во Дворце культуры «Губернаторский» состоится концерт Мужского камерного хора «Образ». Концерт приурочен к 5-летнему юбилею со дня основания хорового коллектива.

В День славянской письменности в Епархиальном молодежном центре состоится литературная встреча

В День славянской письменности в Епархиальном молодежном центре состоится литературная встреча

24 мая, в День славянской письменности и культуры в Православном молодежном центр «М-центр» состоится литературная встреча. Мероприятие пройдет в формате «живого буккросинга».