«Не навреди» – девиз не только врача, но и добровольца

Мероприятие было в самом разгаре, довольные ребятишки из детского дома катались на крытом катке, кто-то из добровольцев уже поджидал их со сладостями, как вдруг Кристина села тихонько в стороне и о чем-то серьезно задумалась. Я подошел к ней и спросил, в чем дело, что вызвало такой перепад настроения? «Мы  сводили их на каток, а сами потом уйдем, – грустно заметила Кристина. – А для них же постоянно нужно мероприятия организовывать, учиться взаимодействию».

И я серьезно задумался над тем, что работа с детским домом должна быть либо системной, либо ее вообще быть не должно, чтобы у ребят не возникло ложных надежд. Стоит ли врать самим себе и детям? Ведь всего лишь один такой «ложный» добрый поступок способен испортить твою репутацию. Нет, не в глазах общественности – с этим как раз все в порядке: отчет будет отправлен куда надо, социальные сети запестрят новыми яркими фотографиями... Испортить в глазах тех, кому мы помогаем.

Сейчас все больше и больше говорят о пользе волонтерства: проводятся всевозможные форумы и слеты, объявляются недели добра, декады милосердия и даже целый Год добровольчества. Но, к большому сожалению, волонтерство чаще всего превращается в охоту за дешевым «хайпом» (в молодежных кругах это не очень-то симпатичное слово вытеснило режущее глаз и более понятное слово «слава») и к самоутверждению через осуществление добрых дел (мне стало лучше, а стало ли лучше благополучателям, мне не интересно).

Волонтерство – это дело, которое посильно далеко не каждому. Необходимо иметь одновременно здравый ум и большое чуткое сердце, а также знать специфику оказания помощи. «Не навреди» – так должен звучать девиз не только врача, но и добровольца.

Дед Мороз: не десяток за неделю

Когда той или иной организации в большой праздник хочется посетить детский дом или дом престарелых, нужно в первую очередь обратить внимание на окраины или пригород. Да-да, подобные учреждения в центре города посетить проще и легче, но будьте уверены, там уже побывали до вас, а если нет, то наверняка еще будут. Нередко мои знакомые описывали случаи, когда они приезжали в детский дом, больницу, социально-реабилитационный центр по договоренности и обнаруживали, что прямо перед ними уже побывала и провела праздник какая-то другая благотворительная организация, дети стоят с подарками, а навстречу прибывшим выходит довольный Дед Мороз. Итак, как объяснить детям наличие еще одного Дедушки? А если их было уже с десяток на неделе? Понятно, что пользы от такого посещения абсолютно никакой, в то время как находящийся недалеко от города детский дом, возможно, не посетит никто. Надо же где-то искать транспорт, да и затраченного времени потребуется гораздо больше. Но зато именно там вам скажут искреннее спасибо, да и доброе дело будет сделано не для галочки.

Можно, но не все

Поездка в дом престарелых или дом ребенка должна планироваться заранее, а не в последний вечер. С людьми, которые туда отправляются, нужно обязательно провести подробный инструктаж: что можно, а что нельзя делать категорически. За каждым волонтером-новичком желательно закрепить более опытного куратора. Как поведет себя малознакомый человек в меняющихся условиях, абсолютно никто не знает. Если есть возможность, нужно встретиться с директором учреждения или его помощниками, если не получается – созвониться. Обязательно спросить, что можно, а что нельзя приносить. Однажды ребята из двух православных молодежных клубов скооперировались и отправились в дом ребенка, чтобы погулять с детишками и подарить им воздушные шарики и мыльные пузыри. В последний момент кому-то из добровольцев пришла в голову мысль, что дети любят сладкое и нужно купить конфеты. Но ярко-оранжевые «подушечки» были забракованы сразу же на входе. Почему? Потому что в таких учреждениях дети обычно не старше четырех лет, подобные конфеты для них слишком жесткие и вообще ими можно подавиться. В дом ребенка разрешено приносить сладости, но только желейные конфеты или мармелад.

Другая ситуация, которая тоже не мною выдумана. Иногда в детский дом привозят дорогие и красивые игрушки. Но… дети даже не знают, как в них играть. Серьезно. Машинку на пульте управления разбирают в считанные минуты, если она на проводе, его просто-напросто отрывают. Гораздо логичнее было бы приобрести конструктор, он-то и создан для того, чтобы его собирали и разбирали. Вообще разломанным игрушкам в детском доме удивляться не стоит. Иногда их ломают просто для того, чтобы они не достались кому-нибудь другому, чтобы не украли и не отобрали более сильные дети. Но мы же хотим, чтобы игрушка приносила радость, а не служила причиной раздора! Именно поэтому, перед тем как привезти детям игрушки, нужно консультироваться с сотрудниками учреждения.

Дать не рыбу, а удочку

В конце концов, часто замалчивается самая большая проблема, которая встает перед воспитанниками детдомов – социальное иждивенчество. Только представьте себе: вы одариваете детей игрушками и сладостями, помимо вас это делают еще с десяток, а то и более организаций, но приходит время, когда тому или иному воспитаннику приходится покинуть детский дом и… рог изобилия оскудевает, никто ничего больше не приносит и не дарит. Легко ли потом понять избалованному вниманием и подарками молодому человеку, зачем вообще идти работать? Легко ли ему понять, почему теперь никто и ничего ему не должен? Поэтому не меньшая, а может, даже большая помощь будет заключаться в том, чтобы провести для ребят полезный мастер-класс, научить их чему-то, заинтересовать. Но это «что-то» должно быть действительно стоящим, иначе детям просто будет скучно. Однако нужно набраться определенной храбрости, чтобы приехать в тот же детский дом с пустыми руками, а точнее, с мастер-классом, квестом или игрой, а не чем-то материальным.

О ложных надеждах

Пожалуй, одна из самых сложных задач в волонтерской деятельности – не дать ложных надежд. Причем, как детям из детского дома, так и сотрудникам. Едва завидев взрослого, малыши тут же кинутся к нему с вопросами: ты наша мама? Ты наш папа? А когда ты нас заберешь? Здесь надо проявить абсолютную стойкость духа и сказать сразу и прямо, что вы приехали только в гости, у вас есть своя семья, определенные обязанности и, возможно, в будущем вы будете приезжать еще, но только если получится. Нет ничего хуже, чем обещать что-то и не выполнить, особенно детям. Если они привыкнут к обману, это будет на совести в том числе и волонтеров-врунов. Сотрудники организации или директор тоже могут попросить приезжать еще или о какой-то иной помощи, но, если нет заключенного соглашения или четко прописанного плана, лучше тоже ничего не обещать со стопроцентной гарантией. Но хуже всего обстоят дела с адресной помощью. Поскольку институт добровольных помощников в нашей стране совсем еще молодой, некоторые люди считают волонтеров теми, кто им обязан и на кого можно переложить часть своих проблем. Нужно четко представлять себе, что доброволец – обычный человек, который работает или учится (а может быть, все сразу), имеет семью, решает свои проблемы, но находит немного времени, которое может посвятить доброму делу. Если он, например, пришел на пару часов посидеть с ребенком в отсутствие взрослых, это не значит, что нужно заставить его убираться в чужом доме. В то же время сами волонтеры должны уметь говорить слово «нет». Мы можем то и то, а это – нет, потому что мы всего лишь добровольцы. Такой ответ честен и вполне обоснован.

 

СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В Ульяновске открылась выставка-ярмарка «Православная седмица»

В Ульяновске открылась выставка-ярмарка «Православная седмица»

19 сентября в Торговом центре «Спартак» (улица Железной Дивизии, д.5б) открылась выставка-ярмарка «Православная седмица».

Продолжаются работы по благоустройству Воскресенского некрополя

Продолжаются работы по благоустройству Воскресенского некрополя

Благотворительный фонд «Возрождение Воскресенского некрополя» продолжает работу над благоустройством территории старинного городского кладбища и созданием парковой зоны возле Воскресенской церкви.