«Пусть небо откроется каждому из нас»

 Близится к завершению год, не так много дней осталось до встречи Рождества Христова. Время подведения итогов, проработки нерешенных вопросов, составления планов. Какие события были знаковыми в жизни православных верующих? Чего нельзя упустить на пути в мысленный Вифлеем? Сегодня мы беседуем с митрополитом Анастасием, правящим архиереем Симбирской митрополии.

 

– Владыка, каким был уходящий год для митрополии?

– Как и всякий год, – сложным. Но, слава Богу, те вопросы, которые мы старались решить, в какой-то степени решались. Построено несколько храмов и в районах, и в городе. Не так давно, благодаря трудам наших священников, которые активно участвуют во всех делах митрополии, открылись два храма в Ульяновске. Литургический год ничем не отличается от прошлого года. Продолжают свою работу воскресные школы при храмах. Печалит только то, что в этих школах остаются дети до 11-13 лет, а потом мы их просто-напросто теряем. Видимо, и пастыри, и преподаватели не могут найти те пути, которые удержали бы детей в церковной ограде.

 

– Что лично для Вас стало событием года?

 – Мы получили благословение на открытие Спасского женского монастыря. Я рад, что именно в старых исторических зданиях, которые были отреставрированы благодаря Игорю Владимировичу Любченкову, воссоздан прекрасный храм. Сейчас, слава Богу, монашеская жизнь уже налаживается. Я верю, что следующий год будет для нас знаменательным тем, что завершится строительство грандиозной монастырской колокольни, там откроется храм в честь новомучеников и исповедников Симбирских. Наверное, это и будет нашим большим вкладом в жизнь не только епархии, но и всей митрополии.

 

– Скоро Новый год – праздник, который зачастую становится камнем преткновения в семьях, где есть верующие и неверующие. Одни не хотят нарушать пост развлечениями, другие хотят провести время с родными. Как поступить мудро?

– Нужно провести время с близкими. Ничего тут такого страшного нет. Можно посидеть вместе с семьей, посмотреть какие-то культурные программы, организовать приличную трапезу в эту ночь. А уже со второго числа надо забыть обо всех увеселениях и усердно готовиться к встрече Рождества Христова.

 

– Есть люди, лишенные возможности посетить храм в рождественскую ночь. Владыка, как вы относитесь к онлайн-трансляциям богослужений?

– Когда человек присутствует за ночной праздничной службой у телевизора, это может превратиться в привычку в дальнейшем. Сейчас не составит труда «посещать» в таком режиме и всенощные, и воскресные литургии. За тебя все читается и поется. Иконки показывают, батюшек, можно и экран поцеловать. Может, скоро и Причастие виртуальное придумают? Просмотр службы не является участием в ней! Для чего нам дано Священное Писание, богослужебные тексты? На Афоне в некоторых монастырях часть всенощной полностью заменяют чтением Иисусовой молитвы. Значение этой молитвы огромно для каждого христианина, почему бы именно ей не уделить время, а не телевизору? Мне всегда в таких случаях вспоминаются слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и архимандрита Кирилла (Павлова), которые пугали нас, что вскоре весь мир будет опутан дьявольскими путами. По-моему, с развитием телевидения и интернета, все к этому идет. Когда ты целый день занят просмотром передач и новостей, пусть даже и церковных, тебе уже не до Бога. Я не отрицаю, для кого-то трансляция службы может стать шагом к ознакомлению с церковной жизнью. Но это даже не воцерковление, а «околоцерквление» какое-то.

 

– Какая рождественская служба самая памятная для Вас?

– Мне трудно ответить на этот вопрос. Наверное, каждая рождественская служба в какой-то степени памятна. Сейчас я уже в большом возрасте – конечно, восприятие отличается от юношеского. Когда ты молод – тебе все кажется сказкой: ночное богослужение, яркое небо со звездами. Теперь служба ночью для меня – напоминание о Вифлееме. Хотелось бы – есть такие внутренние пожелания – чтобы небо открылось каждому из нас и мы услышали голос ангельского пения. Чтобы мы стали сопричастниками тайны Боговоплощения, а не просто посмотрели службу, порадовались, разговелись и сходили на концерт. Идея праздника не должна затуманиться. В день Рождества человек должен остаться один на один с самим собой у яслей Богомладенца и сопереживать тайне, совершающейся в данный момент. Давайте постараемся не остаться в той толпе, которая не слышала ангельского пения в святую ночь.

 

– Что мы можем принести в дар Богомладенцу?

– Чистое сердце. Тогда и только тогда мы сможем увидеть Бога и поклониться Рождшемуся Христу. Над тайной Боговоплощения святые отцы, подвижники благочестия, размышляли на протяжении всей жизни, переживали ее по-своему. Беда наша заключается в том, что мы только внешне присутствуем на этом празднике, в лучшем случае, еще причастимся. И все! Каким ты был мертвым человеком, таким и останешься, если не сопереживаешь вифлеемской тайне. То же можно сказать и о Воскресении Христа, если ты не сопереживаешь Его страданиям. Нужно определиться, кто я в существующем миропорядке? Какое место занимаю в мире? Почему и для чего я оказался у яслей Богомладенца? Если человек задумается над этим, Господь будет призывать его к Себе, откроется так, как человек и представить себе не может.

 

– Владыка, Вы были в Вифлееме?

– Конечно. Но Бога надо искать не в селе, не в городе, не в Вифлееме, а в самом себе. Сейчас любят ездить по святым местам, но приносят ли оттуда что-то? Загорается ли свет вифлеемской звезды в их сердцах? Если Бог не будет присутствовать в нашей жизни, то все паломничества напрасны. Мы будем искать чуда, искать пластырь своим бедам, решение бесконечных проблем. На время найдем успокоительный бальзам, только не учтем главного: он действует лишь на короткое время, заглушая боль, а не избавляя от нее. Потом Господь обязательно постучит в сердце и скажет: «В мире скорбны будете». Нигде в Евангелии Он не говорит о том, что мы будем радоваться и веселиться в этой жизни, обойдем все беды и проблемы стороной. Ничего в твоей жизни не изменится и не решится, если ты сам не пойдешь по пути Христову. А это страшно – идти за Господом. Мы можем смотреть на евангельскую историю как на раскрашенную картинку, а не как на призыв к действию. А Господь говорит отказаться от себя. Нам же хочется жить без бед и проблем, наслаждаться окружающим миром, хочется дружных семей, детей, здоровья, друзей. Желаешь жить без Бога – может быть, что-то такое и получишь: «Душа! Ешь, пей, веселись». Но если ты вступил на путь к яслям Христовым – жди скорби, болезни, всевозможные испытания. И нет гарантий, что в конце земной жизни ты все равно не возопишь к Богу: «Господи, почему ты оставил меня?», «Господи, да минует меня чаша сия». Как бы то ни было, другого пути к Нему нет.

 

– Ваши пожелания читателям газеты в связи с грядущим праздником Рождества Христова.

– Я хочу пожелать читателям, чтобы они читали нашу газету, находили в ней ответы на свои вопросы. Надеюсь, в газете будет больше внимания уделено толкованию Священного Писания. Недавно я разговаривал с одной монахиней, она мне рассказывала про какую-то чудную книгу известного протоиерея. Я спросил: «А как же Евангелие, читаешь?» Оказалось, нет, «слишком тяжело». Но протоиерей ведь не Христос! Часто спрашивают, чем руководствоваться в жизни? Как решить ту или иную проблему? Больше читайте Евангелие, Послания апостолов Павла, Петра, Иакова, и вы обязательно найдете решение, найдете путь, по которому следует идти ко Христу.

Беседовала Ксения МАНЯКОВА

Все новости раздела




Новости митрополии

Жители Засвияжского района поддержали проект расширения действующего храма

Жители Засвияжского района поддержали проект расширения действующего храма

Вечером 17 мая на территории храма святого благоверного князя Александра Невского, расположенного по адресу (проспект 50-летия ВЛКСМ, д.15А) состоялся сход жителей Засвияжского района.

Совершено великое освящение собора Рождества Пресвятой Богородицы города Инзы

Совершено великое освящение собора Рождества Пресвятой Богородицы города Инзы

 В субботу, 18 мая, в городе Инза был освящен собор Рождества Пресвятой Богородицы. Великое освящение собора совершил епископ Барышский и Инзенский Филарет. По окончании чина освящения в новоосвященном храме состоялось соборное архиерейское богослужение.