Грех по наследству

Однажды наступает момент, когда человек вдруг понимает, что жизнь некоторых друзей детства или просто знакомых сложилась трагически. Скупые вести, доходящие о них, сообщают, что один спился, другой попал в тюрьму, третий не имеет детей и, видимо, на нем прекратится некогда славный род, кого-то постигло сумасшествие, кто-то умер в расцвете сил и тому подобное. Люди, склонные к мистике, могут увидеть в таких семейных историях злой рок или насланное проклятие. И хотя православные не верят в проклятия, есть у некоторых из них другое объяснение таких случаев: Господь наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого поколения. Так ли это на самом деле?

Сама идея такого наказания прочитывается в Библии. Есть несколько мест в Священном Писании Ветхого Завета, в которых она, как кажется, ясно выражена:

* «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5–6).

 * «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6–7).

* «Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф!» (Иер. 32:18).

Но в том же Ветхом Завете есть другие тексты, которые отвергают идею ответственности детей за грехи отцов. Закон израильский, например, повелевает: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16).

«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет» (Иер. 31:29–30).

Если мы прочитаем книгу Иеремии дальше, то станет понятно, что под «теми днями» пророк имеет в виду новозаветные времена. И наконец, Господь говорит через пророка Иезекииля: «Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18:19–30).

 Восемнадцатая глава книги пророка Иезекииля содержит следующие важные принципы:

 1. Если у праведника родится сын-разбойник, который проливает кровь, надеется на идолы, оскверняет жену ближнего, притесняет бедного и нищего, насильно отнимает чужое, не возвращает залога, то сын будет наказан за свою мерзость.

2. И наоборот, если у кого родится сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им, но милостив к бедным и исполняет заповеди Господни, то он не наказывается за беззакония своего отца. Отец умрет за свое беззаконие.

3. Если беззаконник обратится от всех грехов своих, какие он делал, и будет соблюдать уставы Господни и жить праведно, то он не умрет. Преступления, которые он делал, не припомнятся ему: в правде своей, которую он будет делать, он будет жив.

4. Если праведник отступит от правды своей и будет поступать неправедно, совершать мерзости беззаконника, то он будет наказан, добрые дела его не припомнятся, но за свои грехи он умрет.

 Как видно, все предыдущие цитаты были приведены из ветхозаветных книг. В Новом Завете мы уже не найдем утверждений об ответственности детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода. Пожалуй, интересен один новозаветный отрывок из Евангелия от Матфея, в котором Христос говорит, что дети дополняют меру отцов: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших» (Мф. 23:29–32). Речь идет о мере беззаконий, когда дети не просто подражают грехам предков, но и превосходят их во зле: те убивали пророков, возвещавших им истину, а эти убьют Самого воплотившегося Сына Божия. Здесь Господь говорит это, предсказывая Свою будущую смерть, а, конечно, не повелевая грешить еще больше.

Но как же тогда понимать эту странную фразу о наказании детей до третьего и четвертого рода, если сама идея такого наказания столь явно опровергается текстом Писания?

 Святые отцы давали разные толкования. Блаженный Иероним Стридонский, например, просто переводит проблему в плоскость аскетики. Он считает, что эта фраза указывает на то, что Господь наказывает нас не за злые помыслы, а за произведенное ими потомство – дурные дела и укоренение в данном грехе. Еще одно толкование, которое опять же абстрагируется от вопроса греховной связи между реальными отцами и детьми, объясняет стихи книги Исход (34:6–7) как сообщение о великом милосердии Бога, так как наказывает Он до четвертого рода и милует до тысячи родов. В этом океане милости должны утонуть наказания, обещанные 3–4 поколениям. Однако основная масса толкователей видит ключ к пониманию этого стиха в подражании детей греховному образу жизни отцов: иными словами, эта схема работает только в том случае, если человек по своей свободной воле совершает те же грехи, что и его ближайшие предки. Так, преподобный Ефрем Сирин в Толковании на книгу Исход говорит: «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим».

 Флавий Патерий, который, как считается, передает библейскую экзегезу Папы Римского Григория Великого, отвечает на вопрос, почему речь идет о трех-четырех поколениях. Он пишет, что «до третьего и четвертого рода сыновья могут видеть образ жизни родителей, которому они подражают, и мщение распространяется на тех, кто видит, что следует злу». Видимо, Патерий говорит о том, что наказание заслуживают те, кто осознает, что следует злу, но не исправляется. На человека влияют унаследованная от родителей генетика, воспитание, полученное в семье в раннем детстве, социально-культурное окружение, в котором затем развивается, обучается, работает и живет человек. Особым пунктом в этом списке стоят греховные предрасположенности, перенятые от родителей. Ребенок впитывает очень много от них как хорошего, так и дурного. Дитя вовлекается в тот духовный мир, который успели сотворить в себе папа и мама за время своей жизни, и мир этот может быть как благодатным, так и безблагодатным, несмотря на все внешние декларации родителей о своей приверженности нравственным ценностям.

 В периоды младенчества и детства ребенка, когда закладывается основа для развития и всей дальнейшей жизни этого маленького человека, папе и маме важно не просто при ребенке не ругаться, достойно держать себя, чтобы хорошо выглядеть в его и своих глазах, но действительно обоим вести чистую жизнь, реально борясь со своими грехами, индивидуальный набор которых есть у каждого. Ребенка вы не обманите. Он хоть и мал, но не глуп. Ведь большую часть информации люди усваивают через невербальные способы: мимику, жесты, интонации, настроение. И когда слова не соответствуют невербальному сообщению, то чадо охватывает растерянность. А если такие двойственные сообщения будут даваться ребенку регулярно, то возникает опасность появления у него психических нарушений, хотя это особый разговор. Но вряд ли у большинства получается жить так благообразно, как должно, ведь с момента появления детей в семье начинается период хоть и радостный, но полный трудностей для обоих, а, как и при всяком испытании, требующем напряжения сил, внутренний наш человек (духовный мир) может вылезти наружу и предстать во всем своем безобразии. Вот и вырастают дети не идеальными и святыми, а такими, какими вырастают… Их нужно любить, с ними нужно работать. Итак, все-таки в значительной степени будущее ребенка творят родители и получают потом от своих детей сюрпризы. Но и ребенок все же в большинстве случаев не парализован своим прошлым, он может выбирать свой путь, выбирать между добром и злом.

Несмотря на то, что свобода человека в значительной мере ограничена перечисленными выше факторами: генетикой, детством, воспитанием, культурой, страной, эпохой, языком, стартовыми социальными позициями семьи, – духовная свобода в его власти. Совесть говорит в каждом, призывая не делать мерзости, о которых Господь предупреждает через пророка Иезекииля. Что заставляло знатных богатых римских граждан, окруженных пьянством, развратом, жестокостями рабовладельческого строя, царившими в могучей империи, выбирать христианскую чистоту и идти за нее на смерть? Живой Христос, Которого они осмелились впустить в свою жизнь! Перед величием Которого померкла устрашающая мощь Римской империи.

 

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

Священник напутствовал участников Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальные звездочки»

Священник напутствовал участников Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальные звездочки»

В Ульяновске завершился первый региональный этап Всероссийского фестиваля-конкурса «Хрустальные звездочки – 2019», организованного Федеральной службы судебных приставов.

Молебным пением открылась выставка-ярмарка «Православная седмица»

Молебным пением открылась выставка-ярмарка «Православная седмица»

19 марта, в Торговом центре «Альянс» (Комсомольский пер., д. 22) открылась выставка-ярмарка «Православная седмица».