Масленица: точка зрения Церкви

Наступила календарная весна, а вместе с ней и масленичная неделя. Для кого-то это блинный марафон с финишем в виде традиционного огненного зрелища. Но так ли это должно быть для тех, кто считают себя православными христианами? Корреспондент газеты «Православный Симбирск» побеседовала с настоятелем Духосошественского храма г. Ульяновска иереем Владимиром МАНЯКОВЫМ о верном восприятии Сырной седмицы.

– Отец Владимир, наверное, ни для кого уже не секрет, что корни масленицы – языческие и христианин не может принимать участие в сжигании чучела. Но, на мой взгляд, масленица все равно ассоциируется со временем веселья, гостей и, конечно же, блинов. В чем истинное предназначение этой последней перед Великим постом недели?

 – В сознании большинства людей масленица воспринимается как церковный праздник веселья. К сожалению, это не так. Масленица, Медовый Спас, Яблочный Спас – народные названия церковных праздников. В Типиконе (Церковном Уставе) последняя перед постом неделя называется «сырной», потому что на этой седмице не едят мясо. Если мы обратимся к Евангелию, которое читается в воскресный день перед ней, то поймем, что означает это ограничение. На Литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея о Страшном Суде. Страшный Суд – это окончание одного мира и начало нового. После него человечество вернется к своему первозданному состоянию. Поэтому на сырной неделе мы гастрономически подражаем Адаму. Он, живя в Эдемском саду, не вкушал мяса. В Священном Писании Бог разрешает вкушать людям мясо только после потопа. Если мы с вами задумаемся над тем, как жил Адам в раю, то, наверное, разочаруемся. Райская жизнь первого человека – это труд, пост и молитва. Неделя перед Великим постом в полной мере напоминает ту жизнь. В еде это отказ от мясных продуктов. Труд – поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина в среду и пятницу. Молитва – песнопения Постной Триоди, которые каждый день напоминают о грядущем подвиге.

– Мы знаем про подготовительные недели к Великому посту. В чем их значение для верующего человека?

 – Если ориентироваться на Постную Триодь, особую богослужебную книгу постных песнопений, подготовка к посту начинается только с воскресенья о мытаре и фарисее. Но на самом деле, за неделю до этого всегда читается Евангельский отрывок о начальнике мытарей из Иерихона Закхее. Случай, произошедший с Закхеем, является напоминанием о том, что «сыном Авраама» может стать только человек, который принесет достойные плоды покаяния. В то же время Церковь предлагает нам воспользоваться наступающим постом, как Закхей деревом, чтобы увидеть Бога в нашей жизни. В песнопениях воскресенья о мытаре и фарисея Церковь призывает верных чад не возноситься в молитве, а в смирении и покаянии приносить свои воздыхания Богу. Начиная со всенощного бдения накануне этой недели и до Входа Господня в Иерусалим на воскресных всенощных мы будем слушать умилительные стихиры после Евангелия «Покаяния отверзи ми двери». А уже на следующей воскресной всенощной после полиелейных псалмов мы услышим плач еврейского народа в изгнании о потерянном Иерусалиме и его храме. 136 псалом – это плач блудного сына об оставленном отце и доме. Этот псалом исполнен тоски и печали. Поэтому Церковь и предлагает слушать его начиная с Недели о блудном сыне до начала поста. Именно на этой службе мы, как блудный сын, обращаемся к Отцу Небесному: «Согреших пред очима Твоима, Благий, расточих богатство Твоих дарований. Но приими мя кающася, Спасе, и спаси мя».

– Какие особенности богослужения характерны для данного периода? – Об этом мы уже поговорили выше. Но особенно хотелось бы рассказать о Вселенской родительской субботе. В субботу перед воскресеньем о Страшном Суде Церковь творит память «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». И это поминовение не случайно. Перед последним судом Христос разбудит всех людей от сна смерти. Души вернутся в воскресшие тела. Поэтому перед тем, как вспомнить грядущий Суд Божий, Святая Церковь как чадолюбивая мать молится о всех своих чадах. И особенно о тех, кто по тем или иным причинам был лишен церковного напутствия и погребения. В каноне на утрени перечисляется огромное количество несчастных смертей. Так Церковь молится о тех, кто утонул, сгорел, кого засыпало землей и тому подобное.

– На седмице, предшествующей Великому посту, не совершается Литургия в среду и пятницу. Почему?

 – Действительно, на сырной неделе в среду и пятницу не служится Литургия. Даже если в эти дни совершается память какого-либо почитаемого святого. Отсутствие Литургии связано с древней традицией палестинского монашества не совершать в эти дни вообще никакой Литургии. В Уставе Великой Церкви Константинополя совершались Литургии Преждеосвященных Даров. Отсутствие возможности совершения Божественной литургии – это признак Великого поста. На сырной неделе человек живет райской жизнью. В последнее воскресенье перед постом мы вспоминаем Адама и его изгнание из рая. Божественная литургия есть полное общение человека и Бога. А отсутствие ее можно описать словами Бога «смертью умрешь».

 – Почему перед постом установлена сплошная седмица?

– Здесь я вижу только заботу Церкви о своих чадах. Церковь всегда учила постепенному вхождению в подвиг. А уж тем более в такой, как пост. Великий пост отличается строгостью питания. Если мы почитаем Типикон, то увидим предписание к очень строгому воздержанию. Для современного человека это кажется невыносимым. Пост по Типикону – это полный отказ от еды и питья в течение первых 3, а то и 5 дней. Чтобы человеку не было тяжело входить в пост, церковная традиция дает отдохновение перед ним. Потом следует неделя с двумя постными днями. А на сырной седмице мы не употребляем мясные продукты. Синаксарий (Поучение) в субботу сырной недели объясняет это обетом императора Византии. Император Ираклий I после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хосроем дал обет не вкушать мясо в последнюю седмицу перед Великим постом. Была одержана победа. Приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это ограничение в богослужебный устав.

– К каким делам евангельского милосердия призывает нас Господь в притче о Страшном Суде, которая читается на Литургии перед началом сырной недели? Как их исполнить современному верующему?

– Господь в притче о Страшном Суде весь суд сводит к делам милосердия. Если мы вспомним о мытарствах, то последнее – это мытарство немилосердия. И в этом видится замысел Бога. Человек действительно может научиться жить по заповедям Моисея, стараться жить по заповедям блаженств Христа и выполнять все предписания церковной традиции, но оставаться немилосердым. Как это было, например, с мнимыми праведниками Нового Завета – фарисеями. И самое главное, чему Христос хотел научить людей – это милость. К кому? К своим родственникам? Братьям и сестрам по вере? Нет. Христос учит милосердию к тем людям, которым нужна помощь в данный момент. И не важно, кто это. Если он голоден – накорми его. Хочет пить – напои. Не имеет жилья – впусти его. Наг – одень его. Болен – навести в больнице. Попал в места заключения – посети его. А если мы посмотрим вокруг, то поймем, почему такие вопросы задает Христос. В нашем мире огромное количество голодных и недоедающих, не имеющих возможности пить чистую воду, получать медицинскую помощь, оставшихся без жилья, осужденных, находящихся в заключении. Поэтому современному христианину нужно оказывать милость здесь и сейчас. К сожалению, мы не умеем реагировать на скорбь человека. Однажды к святому Иоанну Милостивому подошел человек и попросил милостыню. Святой подал ему. Потом просящий подбежал еще, и Иоанн подал ему. Тогда просящий решил протянуть руку в третий раз. Когда окружающие святителя это увидели, то сказали святому: «Не подавай ему! Он уже дважды просил у тебя сегодня». На что святитель, подавая милостыню в третий раз, сказал: «Не Христос ли искушает меня?»

 – Как провести Прощеное воскресенье с пользой, а не формально? Как зародился чин прощения? – В Евангелии от Матфея в Нагорной проповеди Господь говорит: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». История чина прощения связана с традицией палестинских монахов уходить на время Великого поста в пустыню. Перед тем как приступить к подвигу, о котором будет знать только Бог, монахи испрашивали прощения друг у друга. В монастырях и по сей день каждый вечер после молитвенного правила монахи совершают чин прощения. Они испрашивают прощения у настоятеля и друг у друга за ошибки и грехи прошедшего дня. К сожалению, в современной жизни чин прощения иногда превращается в формальность. Особенно когда человек пишет сообщение: «Прости меня» и отправляет всем, кто есть в записной книжке телефона. Настоящий чин прощения – это доброе начало подвига.

Беседовала Ирина КАТКОВА

 

Все новости раздела




Новости митрополии

В Спасском монастыре освящен храм преподобномученицы Екатерины (Декалиной)

В Спасском монастыре освящен храм преподобномученицы Екатерины (Декалиной)

18 августа, в Неделю 9-ю по Пятидесятнице, в день предпразднства Преображения Господня, в Симбирске был освящен храм святой преподобномученицы Екатерины (Декалиной), послушницы Спасского женского монастыря

На территории Воскресенского некрополя прошли мероприятия, посвященные преподобномученице Екатерине (Декалиной)

На территории Воскресенского некрополя прошли мероприятия, посвященные преподобномученице Екатерине (Декалиной)

17 августа, в день прославления преподобномученицы Екатерины (Декалиной), на территории Воскресенского некрополя прошли памятные мероприятия.