Праведное богатство

Священное Писание обличает как неправедное богатство, так и неверное распоряжение им. Христос предупреждает, что материальное богатство может стать препятствием к достижению вечного блаженства. Осуждая жадность и сребролюбие, Он призывает состоятельных людей к делам милосердия, которые являются одним из путей ко спасению.

Богатый человек призван перевести излишки материальных благ, которыми он обладает, в добрые дела заботы об окружающих – богатство небесное и вечное, которое никто не сможет украсть или промотать.

Особенно ярко о ненадежности неправедного богатства пишет апостол Иаков в своем соборном послании: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5, 1-4). Апостол выходит за рамки реальности этого мира, говоря о земном богатстве в перспективе Страшного Суда. Об этом же свидетельствует Христос.

 Небесное сокровище, которое дороже всех земных материальных благ, – это вечная жизнь с Богом. Само богатство нейтрально, но оно становится опасным для вечной жизни, когда человек порабощает себя ему, поэтому богатому следует, прежде всего, освобождать душу от страстей, тогда он увидит, как употребить богатство во благо. Помимо буквального, существует и аллегорическое толкование слов Христа «...если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф. 19, 21), согласно которому под отречением от всего имения следует понимать отречение от душевных страстей.

В духовном плане богатство становится бедностью, когда человек одержим страстью стяжательства. Сребролюбие , как и в сякая страсть, помрачает отчетливость духовного зрения и человек не может сделать верный выбор между Богом и мамоной. «Мамона» – это арамейское слово, означающее богатство, имущество, деньги. Здесь речь идет о порабощении богатству. Христос использует хорошо знакомый слушателям образ рабского служения хозяину. Нельзя совместить служение Богу и мамоне. Либо ты раб Божий, а это означает высочайшую степень свободы, либо ты раб материальных благ, обслуживающий персонал своего имуществ. Верное отношение к богатству заключается в том, чтобы быть его господином, правильно управлять им, совершая дела благотворительности и не привязываясь к нему душой.

 Интересно, что когда богатый человек обращается к Богу, его бизнес может начать рушиться, терпеть убытки. Богатство, собранное грехом, неправедно, начинает исчезать и рассыпаться. Это благословение Божие. Так Он врачует душу, освобождая от привязанности к деньгам. Но даже через неправедное богатство можно приобрести себе друзей на небе. Это произойдет в том случае, если человек станет помогать нуждающимся: голодным, беспомощным, больным, малоимущим.

Под богатством следует понимать не только денежные сбережения, движимое и недвижимое имущество, но и красоту, здоровье, молодость, талант, которые также могут преградить путь к Богу, наполнив сердце страхом потерять все это, завистью к другим, гордостью. Христос предостерегает еще и от чрезмерной заботы о мирских делах. Земная жизнь соткана из суеты о завтрашнем дне, а для Бога у человека часто не хватает времени и внимания.

Питание, кров, одежда необходимы людям для поддержания жизни биологической. Но наше бытие не сводится лишь к этому уровню, в нем существует и духовное измерение. Но как можно не думать о еде, воде и одежде? Ведь если человек не позаботится о себе сам, то о нем чаще всего не позаботится никто. Авторы книг Священного Писания порицают праздность, лень, пьянство и глупость, указывая, что все это приводит к обнищанию. В книге Бытия труд физический и интеллектуальный заповедан человеку Богом. Значит, неверно понимать этот отрывок как призыв к беспечной, праздной жизни.

Спаситель не запрещает необходимый труд ради пропитания себя и своих детей, но предупреждает об опасности стать рабом труда суетного, направленного на стяжание излишних благ, забыв при этом о небесном отечестве. Речь о накопительстве, основанном на труде сверх меры.

Интересно, что существует мнение, согласно которому приведенные Спасителем вопросы «Что есть?», «Что пить?», «Во что одеться?» может задавать только бедняк, умирающий с голоду. Но ведь человек пресыщенный, который попробовал в жизни уже все, тоже их задает! В последнем случае они звучат так: «Что бы еще такое новенькое съесть, выпить, надеть, чтобы отступила постылая скука?». Труд полезен, если человек не игнорирует потребность богообщения.

 В профессиональной деятельности приоритетом должна оставаться вера в Бога и готовность исполнять заповеди. Труд, пропитанный тщеславием, сознанием своего величия, – это суетный труд, так как он не укоренен в Боге. Здесь можно вспомнить библейский рассказ о строительстве гигантской вавилонской башни, который пронизан иронией. Творцу мироздания горделивая попытка людей воздвигнуть башню до небес кажется смешной. Все человеческие дела и достижения на земле будут оцениваться в свете Царствия Небесного, в котором другая иерархия ценностей, главная из которых – Бог и возможность быть Ему причастным.

Горе человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит, т.е. оставит свою душу, разъедаемую страстями, умирать без богообщения и добрых дел. Но смерть или даже серьезная болезнь вырывают человека из мира иллюзий горделивого величия и вечности жизни на земле, и в свете этого опыта богатство начинает терять свою былую ценность.

Жить – значит принимать и отдавать. Принимать и не отдавать – значит умереть. Поэтому, чтобы душа не черствела, нужны дела милосердия. Деньги это не просто бумажки, имеющие покупательную способность, а здоровье, нервы, пот и кровь трудящихся. И относиться к ним следует серьезно. Может быть, вместо золотого унитаза себе стоит купить какой-нибудь деревенской старушке два грузовика дров, чтобы зимой не замерзла, да и помолилась за благодетеля?

 В продолжение Нагорной проповеди Христос поднимает проблему соотношения служения Богу и служения богатству, рассматривает заботу о завтрашнем дне в перспективе искания Царствия Небесного, которое должно быть приоритетным в жизни человека.

Диакон Дмитрий ТРОФИМОВ

Все новости раздела




Новости митрополии

На строящемся храме ИК -8 УФСИН России по Ульяновской области установили купол

На строящемся храме ИК -8 УФСИН России по Ульяновской области установили купол

На территории исправительной колонии общего режима №8 состоялось водружение купола на строящийся храм в честь иконы Божией Матери  «Споручница грешных». Купол выполнен из стали, облицован сложным кровельным методом «объёмная...

14 октября, в великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии митрополит Иосиф совершил праздничные богослужения

14 октября, в великий праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии митрополит Иосиф совершил праздничные богослужения

Накануне Владыка возглавил праздничное Всенощное бдение с литией и акафистом Покрову Богоматери в Благовещенском храме города Ульяновска в сослужении настоятеля этого храма иеромонаха Тихона (Тихомирова) и приходского духовенства.  Покров —...