Маленькая тайна Яблочного Спаса

Один за другим следуют пользующиеся народной любовью праздники – Яблочный, Медовый, Ореховый Спасы… Но задумывался ли кто-нибудь о том, что Спас – это Господь, а Он не может быть ореховым или медовым, и это какая-то речевая оговорка? Почему произошла подмена понятий и как среди яблок увидеть главное – рассуждает настоятель храма в честь святого благоверного князя Александра Невского г. Ульяновска иерей Иоанн Береза.

В народе говорят, что Успенский пост окружают два «Спаса», а третий его венчает. Действительно, во время поста вспоминается ряд событий, которые называют «Спасами» – Медовым, Яблочным и Ореховым. Но Спасом, т.е. Спасителем, именуют Господа нашего Иисуса Христа, поэтому устоявшиеся в народной молве выражения Медовый и Яблочный Спас некорректны. Они пришли в православную традицию и в определенный момент смешались с ней.

 Люди, не сведущие в этом вопросе, услышав однажды такое выражение, запоминают его, думая, что «Спас» – это тоже какой-то церковный праздник. На самом деле, все эти три даты связаны с Иисусом Христом, но называются они, конечно, иначе.

Медовый Спас − это день Происхождения или, по-другому, Изнесения Честных Древ Животворящего Креста. Он совпадает с началом Успенского поста. Традиция праздника совершенно не связана с продуктами пчеловодства. Это один из трех дней в году, когда священники из алтаря выносят крест для общего поклонения (помимо Крестопоклонной недели Великого поста и Воздвижения Креста Господня).

 Из-за того, что праздник Происхождения Честных Древ относится к числу Господских, его стали называть просто «Спасом». К этой дате в России поспевал мед, и считалось, что с этого дня пчелы перестают его собирать, готовясь к осенне-зимнему периоду. Издавна было заведено, что верующий в Бога человек начатки урожая посвящал Ему. Мед несли в храм как самое сладкое и вкусное. Вместе с ним освящались целебные травы.

К Яблочному Спасу обычно созревали яблоки. Как говорили в народе: «Прежде чем дело начать, надо лоб перекрестить». Вот и не вкушали без освящения первый урожай из-за благоговения перед Господом. Так родилась традиция освящения яблок.

Что касается Орехового Спаса, то в церковной традиции это день, следующий за праздником Успения Пресвятой Богородицы. 29 августа мы вспоминаем перенесение Нерукотворного Образа Спасителя.

Значение церковных праздников гораздо важнее освящения урожая. Священники постоянно говорят об этом, но смысл сказанного доходит, обычно, до постоянных прихожан, которые основательно и с внутренним рвением стремятся к жизни с Богом, к пониманию чудесного и бесконечного мира православия. Многие же «захожане» приходят в конце богослужения и начинают перешептываться между собой: «Когда же закончатся все эти молитвы и начнут, наконец, кропить водой? Когда же наступит самое главное?».

К сожалению, наше отношение к Богу потребительское: «Господи, вот я Тебе приношу освятить плоды, а Ты выполни мою просьбу».

Так стоит ли освящать яблоки? Стоит, но главное, чтобы это не мешало душе, не отодвигало самое важное на второй план. Человек должен прийти в храм с благодарностью, что Бог его благословил, дал этот урожай. С молитвой, чтобы Господь и впредь не оставлял человека, помогал в земных делах и в деле спасения души.

Открою маленькую тайну: вкушение яблок до Яблочного Спаса не мешает спасению души, это просто благочестивая традиция. Мы знаем, что в современном мире фрукты продаются круглый год. В некоторых жарких регионах в августе собирают уже далеко не первый урожай: что же получается, он должен пропасть? Разумнее будет отложить какую-то часть яблок самого любимого и вкусного сорта, принести в виде жертвы Господу на освящение, а часть оставить на приходе, раздать нищим. Ничего страшного не произойдет, если человек придет в храм вовсе без яблок − главное, что помолится вместе со всеми.

В чем смысл православных праздников? В радовании не только себя, но и своих ближних. Про Медовый Спас говорили, что даже нищий в этот день вкушает мед. Церковь призывает к милосердию − и у нас в эти дни появляется возможность усластить жизнь тому, у кого она горька.

Как получилось, что народный фольклор стал пользоваться большей популярностью, чем церковный календарь? Просто люди привязывали то, что происходило в их жизни, к датам важных православных событий. Второстепенное к первостепенному. В ХХ веке православная традиция была нарушена и сознательно искажена. Давайте же не забывать, что Спас один! Все первое и лучшее мы можем пожертвовать Ему, не превращая благочестивые традиции в идол.

 

Записал Сергей НИКОЛАЕВ

Все новости раздела




Новости митрополии

В День трезвости в Ульяновской наркологической клинике прошел прошел молебен и крестный ход

В День трезвости в Ульяновской наркологической клинике прошел прошел молебен и крестный ход

11 сентября, во Всероссийский день трезвости на территории Ульяновской клинической наркологической больницы были организованы духовно-просветительские мероприятия и молитвенные торжества. В них приняли участие сотрудники и пациенты наркологической...

Архипастырь возглавил Божественную Литургию в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи

Архипастырь возглавил Божественную Литургию в день усекновения главы св. Иоанна Предтечи

11 сентября, в день памяти усекновения главы пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, митрополит Симбирский и Новоспасский соверешил праздничные богсолужения в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе г. Ульяновска Накануне праздника Владыка...